Первые — это дети от одного отца, но от разных матерей, а вторые — дети от одной матери, но от разных отцов. Когда патриархальная семья была установлена, одним из признаков материнства было то, что единокровные братья и сестры не считались родственниками, между которыми невозможен брак. Например, у ветхозаветных евреев Авраам был женат на своей единокровной сестре Саре. В Афинах и в Спарте разрешалось бракосочетание между единокровными сестрами, но не между единоутробными. В период расцвета родства были случаи, когда единоутробные братья и сестры считались более далекими родственниками, чем единокровные. Например, в Риме во время Константина единокровные братья и сестры имели право оспаривать завещание брата, если им не была предоставлена их законная доля, в то время как единоутробные братья и сестры такого права не имели. В современных законодательствах различие между единокровными и единоутробными детьми и полнородными детьми относится только к наследственному праву. Во многих западных законодательствах единокровные и единоутробные братья и сестры наследуют вдвое меньше, чем полнородные. Это происходит потому, что в этих законодательствах наследство, оставленное после бездетного умершего лица, делится пополам между отцом и его потомством, а также между матерью и ее потомством. Поэтому единокровные и единоутробные получают доли только из одной половины имущества, тогда как полнородные — из обеих половин. Таким образом, в этих законодательствах полнота родства влияет только на размер доли наследства, а не на право наследования. Наоборот, в других законодательствах единокровные и единоутробные наследуют только в случае отсутствия полнородных. В нашем законодательстве наследство для единокровных и единоутробных определяется специальным законом, который является отклонением от основных принципов нашего наследственного права. Для объяснения этого возьмем таблицу, в которой наследодательница Зинаида имеет полнородную сестру Елизавету, единокровного брата Ивана и сестру Марью, а также единоутробного брата Сергея и сестру Веру.
После смерти Зинаиды ее наследственное имущество должно быть передано в соответствии с общими правилами наследования: то, что она унаследовала от Николая, в первую очередь должно достаться ее единокровному брату Ивану, а если его нет, то ее сестрам — полнородной Елизавете и единокровной Марье, поровну; а то, что она унаследовала от Юлии, — единоутробному брату Сергею. Особенность здесь заключается только в отношении к приобретенному имуществу (например, капиталу). В этом случае в первую очередь наследование призывается Елизаветой. Если бы Елизаветы или ее потомков не было, то следовало бы, вероятно, призвать только Ивана к наследованию; если бы его не было, то только Марью; а если бы не было и Марьи, то двоюродных или троюродных братьев или сестер по отцу, то есть племянников Николая. Сергей или Вера должны были бы остаться без наследства, так как в нашем случае, в соответствии с общим правилом, для наследования необходимо кровное родство с наследодателем; и поэтому, если бы у Зинаиды вообще не было родственников по отцу, то ее имущество стало бы безхозяйственным. Однако, согласно статье 1140, в этом случае действует другой порядок: если у Зинаиды не окажется сестры Елизаветы, то равные права с Иваном и Марьей (единокровными) имеют Сергей и Вера (единоутробные). Поэтому, вместе с Иваном будет призван к наследованию и Сергей; в случае отсутствия Ивана, только единоутробный брат Сергей будет призван к наследованию, то есть лицо совершенно чуждого рода; в случае отсутствия Сергея будут призваны с равными правами Марья и Вера или, в случае отсутствия Марьи, только единоутробная Вера. Таким образом, особенность статьи 1140 заключается в том, что при наследовании в приобретенном имуществе: 1) единокровные призываются к наследованию вместе с полнородными (согласно букве закона — «родными»); 2) полнородная сестра исключает единокровного брата; 3) единоутробные считаются равными с единокровными, и поэтому 4) единоутробным предоставляется преимущество перед двоюродными кровными. Все вышесказанное является выводами из буквального значения закона, однако первые два положения являются спорными. Именно в решениях кассационного сената единокровные призываются к наследованию не после полнородных, а вместе с ними; единокровный брат Иван исключает полнородную Елизавету из наследования, а единокровная Марья наследует вместе с Елизаветой. Такой взгляд сената, который противоречит тексту закона, согласуется с общим принципом наследования по кровному (отцовскому) родству. Взгляд сената нельзя считать всемирно признанным не только в литературе (см. «Курс» Победоносцева, который следует буквальному тексту закона), но даже в судебной практике (см. отзывы судей в «Замечаниях о недостатках действующих гражданских законов», изд. редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения, СПб., 1891).
Когда речь идет о подсчете родственных степеней в церковном законе, упоминаются однополовые и полубратские сестры и братья в связи с браками. Оба вида считаются между собой как биологические, кровные родственники, то есть они находятся во второй степени родства друг к другу.
Изданная в Санкт-Петербурге компанией Брокгауз-Ефрон в период с 1890 по 1907 годы, энциклопедическая справочная книга Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона является ценным источником информации.