Компиляция наиболее значимых бумаг, касающихся осуществления возмещения ущерба от автомобильных аварий со стороны виновника или владельца (нормативно-правовые акты, бланки, статьи, экспертные рекомендации и прочие полезные материалы).
- Долг по возмещению ущерба:
- Закон о заполнении непроживаемого пространства водой
- Взимание компенсации с сотрудника в соответствии с принципом обратного прогресса.
- Владелец источника повышенной тревожности
- Компенсация ущерба в виде натуральных возмещений.
- Возмещение ущерба физическому благополучию
- Представить все
свидетельствует о том, что среди дел, рассмотренных в судах, можно найти множество интересных и необычных ситуаций. Различные споры, конфликты, нарушения и преступления представляют собой богатый материал для анализа и изучения. Они позволяют судам принимать правильные и справедливые решения, а также служат источником информации для правовой науки и образования. Изучение судебной практики помогает сформировать систему прецедентов, которая является основой для будущих решений. В свою очередь, судебная практика эволюционирует и развивается, учитывая новые обстоятельства и требования общества. Она играет важную роль в правоприменительной сфере и повышает доверие граждан к судебной системе.
Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики от 01.03.2006 года рассмотрел вопрос о том, кто должен быть ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, которое является источником повышенной опасности, в случае, если управление им осуществлялось лицом без доверенности в письменной форме, но при наличии законного владельца автомобиля.
В статьях, комментариях и ответах на вопросы мы находим полезную информацию.
законодательные документы
Обязанность возмещения ущерба возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые обладают объектом повышенной опасности на основании права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления, а также на основании других законных оснований (например, на основании договора аренды, доверенности по управлению транспортным средством, по распоряжению соответствующего органа о передаче объекта повышенной опасности и прочее). Данная ответственность возникает при причинении ущерба третьим лицам. Действие данной нормы вступает в силу с 12.09.2023 года.
Решение Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 г. № 1 «О применении гражданского законодательства судами в отношении обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина». 19. Понимается под владельцем источника повышенной опасности юридическое лицо или гражданин, которые используют его в соответствии с их правом собственности, правом хозяйственного ведения, оперативного управления или другими законными основаниями (например, на основании договора аренды, проката, доверенности на управление транспортным средством, по решению компетентного органа о передаче ему источника повышенной опасности).
Правовые ресурсы
- Календари
- Разнообразие бумажных и электронных форм документов.
- Полезные рекомендации для нас.
Верховный суд разъяснил порядок возмещения ущерба при ДТП
Верховный суд разъяснил порядок возмещения ущерба при ДТП
Если водитель, вызвавший аварию, не является владельцем автомобиля, не имеет права управления и его гражданская ответственность не застрахована, то расходы на возмещение ущерба, нанесенного этим водителем, придется понести владельцу машины. Ведь доверять безответственным людям в отношении транспортного средства не стоит.
В любом случае так принял Верховный суд. По мнению юристов, это давно утвердившаяся практика. Если водитель, являющийся виновником аварии, скрывается, если на него не распространяется действие ОСАГО, если он вообще не обладает правом управления транспортным средством, то при ДТП как водитель, так и владелец автомобиля будут нести совместную или солидарную ответственность. В первом случае она разделяется поровну, во втором — устанавливается процентное соотношение степени ответственности.
Некто Четвертакова обратилась в суд с требованием некоей Митрофановой о возмещении морального вреда, который был причинен ей в результате автомобильной аварии. Суть дела заключается в том, что мать Четвертаковой, Марина Дьякова, погибла под колесами автомобиля, который двигался задним ходом. Водитель этого автомобиля является гражданином Республики Молдова по фамилии Мисиру. К сожалению, он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск. Однако, по всей видимости, поиск не принес результатов. В связи с этим, дочь погибшей обратилась к владельцу автомобиля с требованием компенсации.
По мнению суда первой инстанции и апелляционного суда, Митрофанова несет ответственность за последствия аварии, поскольку она не находилась за рулем. В отличие от этого, Верховный суд вынес другой вердикт.
При расследовании уголовного дела владельца опасного источника — Митрофанова, было сообщено, что она передала его во временное пользование Мисиру, с возможностью выкупа автомобиля. Однако Мисир не выполнил свои обязательства и машина осталась в собственности предыдущей хозяйки.
Кроме того, Мисиру не обладал правом управления машиной, не был включен в страховку. Суды низшей инстанции даже не рассмотрели вопрос, по какому основанию были переданы этому гражданину соседней страны документы и ключи от автомобиля.
Суд первой инстанции не обладает конкретными доказательствами, подтверждающими наличие действующего водительского удостоверения у Мисиру во время передачи автомобиля. В целом, вопрос о возможной ответственности за передачу управления транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, незнакомому лицу, не рассматривался судами. Особенно учитывая, что у этого лица отсутствует страховка.
В судебных решениях никак не была учтена степень вины водителя и владельца автомобиля, хотя в таких случаях это является обязательным. Суд должен определить, какая часть безответственности владельца автомобиля и небрежность его доверенного лица привели к возникновению аварийной ситуации. Именно на этом основании можно будет определить долю компенсации морального ущерба.
Если водитель не обладает страховкой на ответственность, то владельцу автомобиля придется возмещать ущерб.
Прямо после этого интересного решения Верховный Суд вынес определение по другому делу. К счастью, там никто не пострадал. Пострадала только машина. Водитель использовал ее по доверенности, но его не добавили в страховку. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что будут возмещать ущерб именно с водителя. Однако Верховный Суд указал, что передача машины другому лицу права управления, включая передачу ключей и документов, подтверждает только желание собственника передать имущество в пользование. Она не свидетельствует о передаче права собственности на эту собственность. Такое использование не лишает собственника права собственности на него, а, следовательно, не освобождает от обязанности возмещать ущерб, причиненный этим источником повышенной опасности.
Возможно, вспомним о том, что ранее Верховный суд отметил, что ответственность за ДТП лежит на том, кто является владельцем автомобиля. Однако, в последнее время судебные решения стали меняться.
Лев Воропаев, юрист:
Судебная система РФ долгое время исходит из предпосылки, что если водитель, виновный в ДТП, не обладал на момент аварии правом управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность за возмещение вреда здоровью и причиненного ущерба ложится на владельца транспортного средства, как на лицо, не проявившее должной заботливости и осмотрительности при управлении своим имуществом — автомобилем: передавшее его в пользование лицу, которое не имело законного права на управление транспортным средством и без соответствующего договора страхования ответственности.
При передаче своего автомобиля в использование другим лицам, владельцам транспортных средств следует тщательно проверить, есть ли у этих граждан право управления и страховка ОСАГО. Если же автомобиль продается, особенно иностранным гражданам, необходимо забыть о продаже «по доверенности» и оформить ее в соответствии с действующим законодательством. Например, при продаже в рассрочку стоит заключить соответствующий договор купли-продажи с рассрочкой платежа. После совершения такой сделки рекомендуется обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы избежать не только вышеуказанных последствий, но и получения штрафов с использованиями камер новым владельцем и уплаты транспортного налога.
Кто должен возмещать ущерб в результате ДТП: водитель или собственник авто
Кто должен возмещать ущерб в результате ДТП: водитель или собственник авто?
Мой автомобиль был поврежден краном-манипулятором, который задел его, разбив стекло, помял дверь и крыло. Человек, управляющий краном, ушел с места происшествия, не оставив никаких следов.
Я индивидуально обнаружила видеозапись происшествия на дороге и определила регистрационный номер водителя автокрана. На основании записи с камер следователь восстановил маршрут автомобиля и выяснил, что транспортное средство принадлежит определенной компании. После этого я непосредственно связалась с водителем по телефону и предложила ему прибыть в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения.
Я задумываюсь о том, насколько эффективно действует следователь в данной ситуации. Почему он обращается к водителю, если кран является собственностью компании? И почему при отсутствии виновника следователь настаивает, чтобы я явился за постановлением, только когда истечет срок рассмотрения дела?
Разумеется, логика присутствует в поступках следователя.
Я считаю, что следователь поступает в соответствии с законом. Я расскажу, по каким принципам он руководствуется, и кто несет ответственность за ущерб, возникший в результате ДТП, в вашей конкретной ситуации.
в итоге?
Мой автомобиль попал в аварию, а виновник быстро скрылся с места происшествия. Чтобы найти его и получить компенсацию за причиненные повреждения, я обратился в полицию.
Возможно, было непонятно, кто и в какой ситуации повредил автомобиль, поэтому было принято решение обратиться в полицию и искать записи с камер. Чтобы разобраться в происшествии ДТП, в расследование был вовлечен следователь. Его задача заключается в выяснении лиц, причастных к нарушению закона, собрании доказательств вины и определении характера совершенного преступления.
Благодаря вашей помощи, удалось установить принадлежность крана-манипулятора. После проведения расследования, следователь выяснил информацию о водителе и пригласил его для дачи показаний в ГИБДД.
Информационное уведомление, адресованное водителям транспортных средств, об отправке Т—Ж
Кто несет ответственность за ущерб, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия?
При возникновении ущерба, вызванного аварией, ответственность за него несет лицо, которое его спровоцировало. В случае, если машиной владеет компания, пострадавший может требовать возмещение ущерба с нее.
Если у вас имеется страховка ОСАГО, то страховая компания возместит ущерб. В случае отсутствия полиса, восстановление убытков будет происходить через судебные инстанции.
Полиции пока не известны все подробности происшествия: неясно, был ли водитель, который находился за рулем, или на момент инцидента транспортным средством управлял сменщик, и имел ли автомобиль полис ОСАГО, а также что стало причиной аварии. По этой причине следователь пригласил водителя в ГИБДД, где тот будет давать объяснения, предъявлять документы на автомобиль и, если имеется, полис ОСАГО.
Кто должен провести опрос водителя, который удалился с места аварии?
В настоящей ситуации требуется провести расследование с целью установить, наличествует ли у виновника ДТП состав преступления. В данный момент следователь опирается на сведения, содержащиеся в вашем заявлении, которые, вероятно, указывают на то, что произошло ДТП, а водитель скрылся.
Заниматься организацией места дорожно-транспортного происшествия не является обязанностью следователя, поскольку это относится к сфере административного правонарушения, а не к уголовному преступлению. За нарушение данного правила предусмотрено лишение прав на срок от одного года до полутора лет или административный арест на период до 15 суток.
Главной ответственностью за обработку административных нарушений, связанных с нарушениями ПДД, является ГИБДД. Однако, дальнейшие действия в значительной мере зависят от объяснений, предоставленных водителем инспекторам. В случае, если водитель отказывается давать объяснения или утверждает, что не заметил нарушения ПДД, был в спешке или испугался ответственности, следователь примет решение о непроведении уголовного расследования, так как действия водителя не содержат признаков преступления.
У вас не так уж много сценариев, когда возможно инициирование уголовного дела. Например, если будет выяснено, что ваш кран был угнан и управлял им преступник. Или если водитель признается в том, что сознательно повредил ваш автомобиль, а замена стекла, ремонт двери и крыла обойдутся вам в более чем 5000 ₽. В таком случае нанесен значительный ущерб, что может послужить основанием для возбуждения уголовного дела в соответствии со статьей 167 Уголовного кодекса с наложением штрафа до 40 000 ₽ и возможным лишением свободы сроком до двух лет.
Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации
Хозяин машины — ни при чем
Верховный суд разъяснил, что собственник автомобиля не отвечает за того, кто сидел за рулем
Коллегия по гражданским делам Верховного суда приняла важное решение, которое затрагивает многих людей, попавших в автомобильные аварии. Теперь материальные претензии могут быть предъявлены только водителю, если доказано, что именно он виноват в ДТП.
Часто пострадавшие в автомобильных авариях пытаются взыскать компенсацию за причиненный им ущерб не с виновника происшествия, а с владельца транспортного средства. Однако, Верховный суд объясняет, что такое действие является незаконным. Водитель может совершить аварию и покинуть место происшествия как на своем автомобиле, так и без него.
Тем не менее, это не подразумевает, что ответственность за свои действия должен нести именно владелец автомобиля, который передал его по доверенности.
Если хозяин транспортного средства не сможет подтвердить, что он не был за рулем автомобиля, он несет ответственность только за нарушения, зафиксированные автоматическими видеокамерами. Все остальные случаи подчиняются другим правилам.
Так, в один прекрасный день, мистер Борисов В.М. неосторожно наехал на господина Пилюгина А.Н., который переходил дорогу. По причине полученных травм в результате столкновения, господин Пилюгин, к сожалению, скончался в медицинском учреждении. Следовательно, страховая компания, занимающаяся автогражданской ответственностью, возместила расходы на похороны, составившие 25 тысяч рублей, семье погибшего.
Семья погибшего заявила в суд с требованием полного возмещения расходов на похороны, а также компенсации морального ущерба, общей суммой почти 120 000 рублей. Однако иск был подан не против водителя автомобиля Борисова, а против Клепиковой М.С., владелицы этого автомобиля. Страховая компания была привлечена в качестве третьей стороны и выплатила семье лишь 25 000 рублей.
Судебное решение, вынесенное Орловским райсудом, было направлено на отклонение иска справедливо, основываясь на принципе, что ответственность за возмещение ущерба лежит на лице, его причинившем. Тем не менее, истцы проявили настойчивость. Из непонятных причин они отказались изменить ответчика по иску и обратились с апелляцией в Орловский областной суд. Там их требования были удовлетворены, и владелице автомобиля было поручено частично возместить причиненный ущерб.
Тем не менее, владелица — Клепикова — выразила несогласие с данной решением и внесла апелляцию в Верховный суд Российской Федерации.
Страховщик аварии обязан выплатить семье погибшего в результате дорожно-транспортного происшествия 475 тысяч рублей.
После изучения документации по данному делу, судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что водитель, Борисов, имел законное право управлять автомобилем. Документы и ключи, принадлежащие Клепикову, были переданы ему добровольно. Кроме того, он был официально зарегистрирован в качестве водителя по полису обязательного страхования гражданской ответственности.
Согласно нормам, регулирующим движение по дорогам, автовладелец не обязан оформлять доверенность на водителя. Правом владения автомобилем подтверждается наличие страхового полиса ОСАГО, в котором указан данный водитель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса, ответственность за возмещение ущерба лежит на гражданском лице, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве оперативного управления или других законных основаниях. Иными словами, лицо, находившееся за рулем в момент аварии, должно нести ответственность за дорожно-транспортное происшествие.
В результате этого действия Верховный суд признал решение суда первой инстанции законным и справедливым, отменяя при этом решение апелляционной инстанции.
Заметно, что в истории, которую сейчас засматривал Верховный суд, близкие покойного в соответствии с законом об ОСАГО имеют возможность рассчитывать на возмещение в размере 475 тысяч рублей от страховой компании виновника ДТП. В добавок, 25 тысяч — это законом утвержденные затраты на похороны.
Если родственники усопшего воспользовались услугами страховой компании в качестве соответствующего лица, а не третьей стороны, они были бы в состоянии получить полную сумму, которая почти в три раза больше объявленного ими ущерба. Однако в результате им удалось лишь покрыть расходы на судебные издержки.
Для получения полной компенсации семьям погибших теперь требуется привлечь в суд фактического виновника аварии, который причинил вред. Кроме того, страховую компанию следует привлечь к делу в качестве соответствующей стороны. Также необходимо обратиться в суд с просьбой установить, кто должен выплачивать компенсацию.
является известным российским актером. Он активно работает в театре и кино, и его талант признан публикой и критиками. Владимир Баршев обладает уникальной харизмой и способностью превращать своих персонажей в живых и узнаваемых. Его работа оценивается не только в России, но и за рубежом. Владимир Баршев продолжает радовать зрителей своим неповторимым талантом и профессионализмом.
Кто несет ответственность за вред в ДТП – водитель или собственник автомобиля
Кто несет ответственность за вред в ДТП – водитель или собственник автомобиля?
В настоящее время очень часто встречается такой случай, когда на общедоступных дорогах автомобилем управляет человек, который не является его владельцем.
Автовладелец может по своему усмотрению передавать автомобиль другим людям, поскольку у него есть полная свобода распоряжения своими движимыми средствами.
Особи, родственные владельцу; его близкие друзья; люди, связанные с ним трудовыми отношениями или предоставляющие услуги за деньги. В случае аварии, где автомобилем управляет не владелец, возникает вопрос о том, кто должен нести ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам?
В соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственность за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), лежит на гражданине, являющемся владельцем автомобиля на основании права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления, либо на другом законном основании (согласно статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если владелец автомобиля не сможет подтвердить передачу прав собственности на данный источник повышенной опасности в соответствии с законом другому лицу, то он несет ответственность за вред, причиненный этим источником.
Согласно 19-му пункту Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 года, которое касается применения судами гражданского законодательства в отношении обязательств, возникающих из ущерба, причиненного жизни или здоровью гражданина, лицо, которое владеет источником увеличенной опасности, включая транспортное средство, управление которым осуществляется по доверенности, должно возместить ущерб, причиненный этим источником увеличенной опасности.
Вместакак, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», была отменена требование о наличии у водителя письменной доверенности на право владения, пользования или распоряжения транспортным средством.
Сегодня для подтверждения своих полномочий в управлении автомобилем водителю требуется лишь иметь при себе:
документ, подтверждающий право на вождение; документ, удостоверяющий регистрацию автомобиля; страховой полис, позволяющий водителю управлять данным автомобилем без ограничений по кругу лиц, либо с ограничением, но в котором данный водитель указан.
Что произойдет, если нет страховки? Рассмотрим ситуацию: в результате ДТП автомобилем, водитель и владелец которого не застраховали свою ответственность согласно Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», был причинен ущерб имуществу третьих лиц.
Так как отсутствие страховки ОСАГО говорит о том, что водитель не имеет правовых оснований для управления данным автомобилем, то требование о возмещении ущерба следует обратить к владельцу транспортного средства.
Если владелец автомобиля передает его на время вождения водителю, ему следует осознавать и предупреждать о возможности возникновения дорожного происшествия, в результате которого сам водитель может нанести вред третьим лицам своими действиями (согласно статье 10 Гражданского кодекса РФ).
Какие возможности предоставлены, если страховой полис не обеспечивает достаточного покрытия убытков?
Предположим, что водитель, управляющий автомобилем, который не принадлежит ему, столкнулся с другим транспортным средством и нанес ущерб имуществу третьих лиц. Однако страховые выплаты по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленные в размере 400 000 рублей статьей 7 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ, не покрывают полный объем ущерба.
Возмещение ущерба требуется от водителя, который имел законное право управлять автомобилем, в двух ситуациях:
Водитель имеет действующий полис ОСАГО, который позволяет управлять автомобилем без ограничений по кругу лиц, допущенных к вождению.
Если у водителя нет правовых оснований для управления транспортным средством, что можно определить отсутствием у него полиса ОСАГО, то требование об оплате ущерба следует предъявить к владельцу автомобиля, как законному обладателю источника повышенной опасности.
Необходимо уделить особое внимание факту, что сумма убытка в отношении требований к страховой компании определяется в соответствии с положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения затрат на ремонт поврежденного транспортного средства».
Для определения общей суммы причиненного ущерба физическому лицу, необходимо учитывать рыночные цены на заменяемые детали без учета их износа.
В соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2017 года № 6-П, полное возмещение убытков означает, что потерпевший должен быть в полной мере компенсирован и вернут в первоначальное состояние, в котором он находился до нарушения его права собственности. Это подразумевает, что ему должны быть покрыты все расходы, связанные с полным восстановлением эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.
Следует правильно определить лицо, которое несет ответственность за повреждение автомобиля, чтобы потерпевший мог восстановить свои нарушенные права без лишних затрат. Рекомендуется водителям своевременно страховать гражданскую ответственность и не допускать к управлению своим транспортным средством лиц без соответствующего законного права, чтобы избежать потерь в будущем. Адвокат Николай Гавель