С 1 января 2019 года в России вступила в действие новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами. По плану реформаторов, она должна коренным образом изменить всю систему вывоза и утилизации ТКО.
Кто теперь отвечает за вывоз мусора? Куда обращаться с жалобами, если мусор не вывозят? Кто устанавливает тарифы на ТКО? Можно ли не платить за вывоз мусора, если вы только прописаны, но не проживаете?
На эти вопросы отвечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии прокуратуры Республики Саха (Якутия) Тимур Данилов.
Тимур Романович, здравствуйте! Что подразумевается под твердыми коммунальными отходами?
Твердые коммунальные отходы, или ТКО — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами для удовлетворения личных и бытовых нужд (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242).
Обращение с другими видами отходов (биологическими, медицинскими и т.д.) необходимо осуществлять по отдельным договорам с организациями, имеющими лицензии на такой вид деятельности.
Обязаны ли граждане заключать договор на вывоз мусора?
Договор на вывоз мусора должны заключать собственники частных домов, нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов), управляющие компании, ТСЖ, собственники помещений и квартир в МКД. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать прямые договоры.
Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться по договору публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354), то есть, если стороны без письменного договора фактически выполняют согласованные действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор осуществляет вывоз ТКО из этих мест.
Нужно ли платить, если мусора нет?
Важно понимать, что безотходное хозяйствование — это миф. Упаковка и тара от продуктов, хозяйственные товары, бытовой мусор не могут исчезнуть бесследно. Это значит, что отходы либо сжигаются, либо закапываются, либо создают несанкционированные свалки, нанося ущерб окружающей среде.
Чаще всего такая ситуация возникает у жителей частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунальными организациями. Теперь, согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого дома обязан обеспечить обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные, но не оплаченные услуги региональный оператор взыскивает в досудебном и судебном порядке.
Кому предъявлять претензии за некачественный вывоз мусора?
Претензии следует предъявлять региональному оператору по обращению с ТКО. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках). Претензии к управляющей компании или органу местного самоуправления направляются по вопросам содержания и чистоты мест накопления ТКО.
Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?
При обнаружении нарушений законодательства в сфере экологии и охраны окружающей среды следует обращаться в территориальное управление Росприроднадзора. Нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил должны быть направлены в территориальное управление Роспотребнадзора. Если региональный оператор нарушает условия соглашения по обращению с ТКО, необходимо обратиться в Министерство ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия). Поскольку предоставление данной коммунальной услуги затрагивает жилищные права граждан, также можно обратиться в Управление государственного жилищного надзора Республики Саха (Якутия). Если возникает несогласие с величиной тарифа на услуги регионального оператора, жалобу следует направить в Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия). Если вышеуказанные ведомства не удовлетворят обращение, следует обратиться к районному (городскому) прокурору, а затем в прокуратуру республики.
Что делать, если в квартире (жилом доме) зарегистрировано и проживает 2 человека, а начисление платы производится за 3?
В случае неправильного начисления платы за обращение с ТКО можно обратиться к региональному оператору. Для корректировки начислений необходимо предоставить подтверждающие документы, такие как справку о составе семьи или выписку из домовой книги.
Какую ответственность несут лица, создающие несанкционированные свалки мусора? В каком порядке они должны ликвидироваться? Например, если общественники собирают мусор возле дачных участков в лесу, а он не вывозится, куда обращаться и кто должен за этим следить?
Согласно статье 12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в пределах населенных пунктов, лесных и водоохранных зон. Размещение отходов на свалках, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, также запрещено.
За нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ. На юридических лиц, виновных в организации несанкционированной свалки, может быть наложен административный штраф до 250 тысяч рублей.
Муниципальные власти отвечают за уборку незаконных свалок, в том числе в дачных и лесных зонах. Если земельный участок находится в частной собственности, ответственность ложится на правообладателя.
При обнаружении таких фактов следует обращаться в орган местного самоуправления и подавать заявление в органы Росприроднадзора. В заявлениях необходимо указывать точное место, описание свалки, дату обследования и, по возможности, приложить фотографии. Это можно сделать и в электронном виде.
В период 2019-2020 гг. благодаря мерам прокуроров было ликвидировано 98 несанкционированных свалок на общей площади около 4 га.
Как узнать, правомерно ли управляющая компания установила тариф и производит начисление? Куда обращаться?
Тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) утверждены постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 17.12.2019 № 217.
Согласно статье 155 Жилищного кодекса РФ, организация, которой вносится плата за коммунальные услуги, вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги через платежных агентов (управляющие компании).
Региональный оператор по обращению с ТКО вправе принимать плату за данную коммунальную услугу в пределах установленных тарифов от собственников жилых помещений как самостоятельно, так и через платежных агентов, например, управляющие компании, с которыми заключен соответствующий агентский договор. При этом управляющая компания не вправе изменять утвержденный тариф.
Если граждане не согласны с размером утвержденных тарифов, они могут обратиться в Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия). Органы прокуратуры республики на постоянной основе оценивают законность установления тарифов.
К примеру, согласно результатам проверки, проведенной прокуратурой республики в 2019 году, было выявлено, что Госкомцен РС (Я) нарушил законодательство о ценообразовании. Среднегодовая плотность ТКО при расчете тарифов была необоснованно установлена на уровне 200 кг/м3, что противоречит территориальной схеме обращения с отходами. Масса отходов, учтенная при расчете необходимой валовой выручки региональных операторов, была взята из данных территориальной схемы на 2021 год, что привело к завышению массы отходов более чем на 20 тыс. тонн. В связи с этим, прокуратура республики направила представление Председателю Правительства РС (Я), после чего тарифная база была приведена в соответствие с законодательством.
На местном уровне также проводятся правовые оценки. Так, прокуратурой Олекминского района выявлен факт неправомерного взимания управляющей компанией денежных средств за вывоз мусора, что является нарушением ст. 154 Жилищного кодекса РФ, при одновременном взимании платы региональным оператором. В результате двойного сбора пострадали 1300 жителей многоквартирных домов г. Олекминска, на общую сумму 430 тыс. руб. Прокуратурой района было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого директор управляющей компании был привлечен к административной ответственности. По представлению прокуратуры, внесенному директору управляющей компании, произведен перерасчет гражданам на указанную сумму путем возврата уплаченных средств на лицевые счета.
Что с раздельным сбором? На какой стадии внедрение? Уже есть такая обязанность или нет?
12.11.2016 постановлением Правительства РФ № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 19 этих Правил предусмотрено, что потребители обязаны разделять твердые коммунальные отходы по видам и складировать сортированные отходы в отдельные контейнеры для соответствующих видов отходов. Вопрос за региональными операторами.
ГУП «ЖКХ РС (Я)» в качестве регионального оператора начало внедрять раздельный сбор в арктических районах. В Аллаиховском и Булунском районах установлены контейнеры для раздельного сбора стекла и пластика.
Ответственность за выброс мусора в неустановленных местах
В рамках правового просвещения граждан ОМВД России по Колпинскому району г. СПб:
Мусор – это одна из категорий отходов человеческой деятельности. Это вещи и предметы, которые больше не находят применения в быту и от которых люди избавляются. Иными словами, это те предметы, которые больше не могут быть использованы.
Согласно требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, мусор должен выбрасываться только в специально отведенных местах, на площадках и в контейнерах. За несоблюдение правил предусмотрена административная ответственность.
В Российской Федерации разработан ряд документов, регламентирующих деятельность физических и юридических лиц в отношении выброса мусора и несанкционированных свалок. К ним относятся:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральные законы (Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ);
4. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).
Также стоит учитывать, что правовая база дополняется региональными актами, действующими в конкретных регионах.
Все зависит от того, кто совершил нарушение и где оно было сделано. Рассмотрим более детально, какие штрафы предусмотрены за выброс мусора в запрещенных местах.
Особенно в теплый сезон, когда начинается пора пикников и поездок в лес за грибами, на рыбалку и прочее, природе наносится большой ущерб, так как часто посетители оставляют после себя много мусора. Однако, всем известно, что мусор нужно убирать за собой, иначе согласно ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ можно быть привлеченным к административной ответственности, в том числе к штрафам в размере:
- для физических лиц – от 500 до 1000 рублей;
- для должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей;
- для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.
За выброс мусора в подъездах многоквартирных домов, в общественных местах и зданиях (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта) ответственность установлена ст. 6.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа:
- для физических лиц – от 500 до 1000 рублей;
- для должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей;
- для ИП – от 1000 до 2000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток);
- для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).
Выброс крупногабаритного и строительного мусора в обычные контейнеры, предназначенные для бытовых отходов.
Такой мусор необходимо самостоятельно вывозить на санкционированные свалки или договариваться с управляющей компанией. Это требование закреплено в ст. 8.1 КоАП РФ и предусматривает ответственность в виде предупреждения или штрафа:
- для физических лиц – от 1000 до 2000 рублей;
- для должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
- для юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей.
В некоторых случаях нарушителям может грозить гражданско-правовая ответственность. Управляющая компания или организация, в чей контейнер был выброшен мусор, может потребовать возмещение материального ущерба.
Засорение земель мусором и агрохимическими отходами.
Регламентируется ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (уничтожение плодородного слоя почвы, а также порча земель вследствие нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или другими опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления) и влечет наложение административного штрафа:
- для физических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей;
- для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей;
- для ИП – от 20 000 до 40 000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток);
- для юридических лиц – от 40 000 до 80 000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).
Согласно установленным правилам, жильцы дома оплачивают вывоз отходов на основании заключенного договора. У каждого дома есть свои уличные контейнеры, и выбрасывать мусор в эти контейнеры могут только жильцы данного дома.
- для граждан – от 1000 до 2000 рублей;
- для ИП – до 5000 рублей;
- для юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей.
Если мусор находится не там, где положено, он считается незаконно выброшенным. Несанкционированная свалка определяется как место нахождения мусора площадью не менее 50 кв.м. и объемом не менее 30 куб.м.
Незаконная выгрузка мусора может повлечь уголовную ответственность в соответствии со статьей 247 УК РФ (Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами). За такие нарушения могут налагаться штрафы до 200 000 рублей или в размере заработной платы на период до 18 месяцев, либо ограничение свободы до 2 лет, либо принудительные работы, либо лишение свободы.
В России часто нарушаются правила обращения с мусором, что обусловлено низкой экологической осведомленностью граждан.
По данным ОМВД России по Колпинскому району г. Санкт-Петербурга, за первые полгода 2025 года было зарегистрировано 52 нарушения по статье 8.2 КоАП РФ, касающейся несоблюдения требований охраны окружающей среды при обращении с производственными и потребительскими отходами. Из них:
- Физическими лицами – 31 случай;
- Должностными лицами – 11 случаев;
- Юридическими лицами – 31 случай.
Будьте ответственными гражданами и берегите нашу природу!
Статья подготовлена Правовой группой ОМВД России по Колпинскому району г. Санкт-Петербурга.
Не вывозят мусор: что делать и куда обращаться
За вывоз мусора отвечает городской оператор. В случае его ненадлежащего выполнения можно подать жалобу, требовать исправления ситуации и пересмотра платы за период, когда услуга была не оказана.
Что делать, если мусор не убирают из двора вовремя? Почему это происходит и можно ли что-то сделать? Мы расскажем, как решить эти и другие вопросы с использованием правовых методов.
График вывоза мусора
Как часто должны вывозить мусор из контейнеров? График определяют местные власти, и он может отличаться в разных регионах, зависит от условий обслуживания придомовой территории. Однако существуют общие требования, установленные Правительством РФ:
- Летом и при среднесуточной температуре выше +5 °C мусор вывозят не реже одного раза в сутки.
- Зимой и при среднесуточной температуре +5 °C и ниже мусор вывозят не реже одного раза в три дня.
Допустимые задержки: не более 1 дня летом и не более 2 дней зимой. В течение месяца суммарное время задержки не должно превышать 72 часа.
Когда можно подавать претензии
Ответственность за вывоз мусора несет региональный оператор, с которым заключает договор управляющая компания (если дом управляется ею) или администрация района. Для частных домов договоры заключают сами жильцы.
Если у вас возникли нарушения, следует обращаться к оператору. Важно предварительно ознакомиться с условиями договора и убедиться, что они соответствуют действительности. Если условия невыгодны для жильцов, их можно потребовать пересмотреть.
Таким образом, жаловаться и добиваться устранения проблем можно в следующих случаях:
- Некачественная работа оператора: несвоевременный вывоз мусора, оставленный мусор или шум при вывозе в ночное время.
- Проблемы с организацией сбора мусора: недостаток контейнеров, их неудобное расположение, отсутствие раздельного сбора.
Если мусор не вывозят из контейнеров
Если у вас возникла проблема с вывозом мусора, можно обратиться в следующие органы:
1. Городской оператор по вывозу мусора.
Жалоба должна быть подана с указанием личных данных. Важно предоставить фото и видеоматериалы, подтверждающие нарушение. При составлении бумажной жалобы рекомендуется иметь два экземпляра – один для вас с отметкой об исполнении.
2. Управляющая компания.
УК может повлиять на подрядчика и скорректировать счета за вывоз мусора. Жалоба направляется в управляющую компанию с отметкой ответственного лица.
3. Городская администрация.
Жалобу можно передать лично или через почту с уведомлением о вручении. Приложите фото или видео местности с мусором.
4. Жилищная инспекция.
Отправьте жалобу с фото или видео через электронную почту или Почту России.
5. Роспотребнадзор.
Обратитесь через горячую линию, сайт или личный визит для проведения проверки.
6. Прокуратура.
В случае безрезультатности предыдущих мер обратитесь в районную прокуратуру с соответствующими документами.
Какие данные указать в жалобе?
Укажите адрес дома, расположение контейнеров и период, когда мусор не был вывезен.
Можно ли самостоятельно вывозить мусор?
Жильцы могут сдавать мусор в перерабатывающие организации, однако это не освобождает от оплаты централизованного вывоза мусора. Если возникла проблема с его вывозом, необходимо официально решать этот вопрос.
Следите за обновлениями новостей и подписывайтесь на рассылку.
При использовании материалов не забывайте указывать активную ссылку на источник.
ВС разъяснил правила обращения с отходами
Президиум Верховного суда утвердил новый обзор практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами. В этом документе указано, что договор между оператором и всеми потребителями в его зоне считается заключенным, даже если они не подписали единый документ. Если же владелец отходов докажет, что оператор предоставил некачественные услуги, то оплату за них пересчитают. Верховный суд также запретил размещать контейнерные площадки слишком близко к жилым домам и разъяснил, кто должен устранить незаконные свалки. Если организатор свалки неизвестен, то ответственность за уборку лежит на владельце земли.
В новом обзоре практики Верховного суда содержится 93 страницы и 51 пункт с разъяснениями по обращению с ТКО. Документ состоит из 8 разделов, таких как: «Заключение договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами», «Споры, связанные с исполнением договора оказания услуг по обращению с ТКО», «Ценообразование в области обращения с твердыми коммунальными отходами», «Накопление твердых коммунальных отходов», «Ликвидация несанкционированных свалок», «Территориальные схемы в области обращения с твердыми коммунальными отходами», «Оспаривание представлений органов прокуратуры и предписаний контрольных (надзорных) органов» и «Привлечение к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами». Далее приведены некоторые интересные положения из обзора. Ссылка на полный документ находится в конце материала.
Когда договор с оператором считается заключенным
Верховный суд разъяснил, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и всеми потребителями в его зоне считается заключенным, даже если стороны не подписали единый документ.
Оператор обратился в суд с иском к компании, требуя оплату за услуги по обращению с ТКО. Компания возражала, утверждая, что она не подписывала договор с истцом. Однако суды удовлетворили иск. Договор считается заключенным, когда оператор сделал потребителю предложение, или сама компания направила заявку на заключение договора.
Оператор опубликовал оферту на своем сайте, но компания не подала заявку. По закону в течение 15 рабочих дней с момента получения предложения потребитель должен подписать договор или мотивированно отказаться от него. Иначе договор считается заключенным на условиях типового договора на обращение с ТКО. В данном случае так и произошло, хотя стороны не подписали единый документ.
Пункт 1
Договор с региональным оператором считается заключенным, даже если потребитель не согласен с его условиями. При этом, если оператор уклоняется от разрешения разногласий, потребитель может подать иск об изменении условий договора и перерасчете платы за услуги.
Например, товарищество не согласилось с расчетом объема ТКО, но оператор проигнорировал его обращение. Товарищество подало иск о корректировке договора и перерасчете. Первая и апелляционная инстанции отказали в удовлетворении иска, но кассация поддержала его. Если бы оператор действовал добросовестно, он должен был урегулировать разногласия. Оператор же проигнорировал доводы владельца отходов и уклонился от поиска компромисса.
Пункт 3
Отходами владеет собственник недвижимости
Если между арендатором и региональным оператором нет договора на обращение с ТКО, то за услуги должен платить собственник недвижимости.
В одном из дел собственник помещения попытался переложить обязанность оплаты на арендатора после того, как оператор подал иск о взыскании долга. Суды удовлетворили требования оператора. Оператор не может контролировать, кто фактически пользуется недвижимостью, если такое лицо не заключило договор. Предполагается, что отходами владеет собственник недвижимости.
Пункт 7
Плату пересчитают из-за некачественной услуги
Суд имеет возможность уменьшить плату за услуги по обращению с ТКО. Для этого владельцу отходов необходимо доказать, что оператор оказал услуги не полностью или некачественно.
Оператор подал иск в суд, требуя взыскания задолженности с потребителя. Потребитель, в свою очередь, просил о перерасчете, так как оператор нарушал сроки вывоза мусора. В итоге оба требования были удовлетворены частично. Суд установил, что оператор предоставлял услугу, а потребитель за нее не платил. При этом периодичность вывоза мусора действительно не соответствовала установленным правилам.
Пункт 16
Условие об исключении ответственности не имеет юридической силы
Если в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО исключается или ограничивается ответственность оператора за неисполнение или некачественное выполнение работ по основаниям, не предусмотренным законом, эти условия считаются недействительными.
Собственник дома подал иск к оператору, так как тот не вывез мусор в определенные даты и отказал в перерасчете. Договор между ними исключал ответственность исполнителя, если тот не мог подъехать к месту сбора отходов.
Первая инстанция отказала в иске, но вышестоящие суды отменили это решение. Они признали спорный пункт договора недействительным, пересчитали плату за обращение с ТКО и взыскали в пользу истца средства.
Пункт 20
Организация мест для накопления ТКО должна быть обязанностью местных властей
Городская администрация подала иск к компании, требуя обязать ее создать места для накопления отходов для многоквартирного дома. Фирма подала встречный иск к властям.
В результате чиновникам отказали. Суды приняли сторону компании. Закон устанавливает, что создание площадок для накопления ТКО, как правило, является обязанностью органов местного самоуправления.
Пункт 24
Местные власти решили установить контейнерную площадку во дворе многоквартирного дома, всего в 10 метрах от его стены. Один из жильцов был недоволен этим, считая, что нарушается его право на благоприятную окружающую среду.
В итоге суды обязали чиновников убрать спорную площадку. Согласно закону, места для мусорных контейнеров должны располагаться не менее чем в 20 метрах от домов.
Пункт 25
Ликвидация несанкционированных свалок
Если неизвестно, кто разбросал мусор, то устранить незаконную свалку должен владелец земельного участка. Закон обязывает собственников недвижимости защищать почву, включая защиту от загрязнений.
Если региональный оператор не уведомил собственника о необходимости ликвидации несанкционированной свалки, ему откажут в возмещении расходов на ее устранение.
Пункты 32, 36
Предписание от антимонопольных органов
Если региональный оператор злоупотребил доминирующим положением, ущемив права собственников ТКО при оказании услуг по вывозу отходов, антимонопольный орган может выдать ему предписание.
По закону юридическое лицо со статусом регионального оператора имеет свою зону деятельности. В ее пределах он может собирать, транспортировать, обрабатывать, утилизировать, обезвреживать и захоронять отходы. Собственники ТКО обязаны заключать с ним договор. Поэтому экономическое положение оператора на рынке услуг по вывозу мусора, как правило, является доминирующим. Злоупотреблением может быть признано установление невыгодных условий договора или положений, не относящихся к предмету сделки.
Пункт 41
Вопросы административной ответственности
Если на муниципальном участке обнаружат несанкционированную свалку и не удастся установить владельца отходов, ответственность понесет лицо, обязанное защищать спорные земли, в соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП («Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв»).
Если у собственника мусора отсутствует договор с региональным оператором, то его не всегда привлекут к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП («Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»).
Если потребителю своевременно не предоставили документы на оплату услуг по обращению с отходами, это будет нарушением из ч. 1 ст. 14.4 КоАП («Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований»), а не из ст. 7.23 КоАП («Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами»).
Пункты 48, 49, 51
Ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований
В Кодекс об административных правонарушениях № 141-ФЗ введена новая статья – 6.35. В соответствии с ней нарушителей привлекут к ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Дела о таких правонарушениях рассматривают органы санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ может быть наложена на управляющие организации и товарищества собственников жилья, ответственные за содержание контейнерных площадок, региональные операторы и специализированные организации, занимающиеся транспортировкой ТКО и их размещением на полигонах.
По этой статье к ответственности привлекут и простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые накапливают производственные и потребительские отходы более чем на одиннадцать месяцев для их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания или размещения.
За такие действия, как выбрасывание твёрдых коммунальных отходов мимо контейнера, приёмника мусоропровода или оставление их возле мусороприёмной камеры МКД, жители домов также будут нести административную ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ.
Новая статья 6.35 КоАП РФ включает 12 частей, каждая из которых предусматривает ответственность за различные степени тяжести правонарушений. Административные наказания варьируются от штрафа до приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Минимальная сумма административного штрафа для юридических лиц по данной статье составляет 250 000 рублей, максимальная – 1 миллион рублей.
Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения
В статье 8.2 КоАП РФ появилось двенадцать частей, некоторые из которых непосредственно касаются управляющих организаций. Обновлённая статья предусматривает увеличение размеров штрафов за повторные нарушения и причинение вреда здоровью людей или окружающей среде.
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживании (но не размещении) отходов управляющую организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Все указанные действия не касаются отходов животноводства.
- уклонение от заключения договора с регоператором на оказание услуг по обращению ТКО;
- выброс вместе с ТКО ртутьсодержащего оборудования, элементов питания, электронного оборудования и других опасных отходов.
- от 10 000 до 30 000 рублей – на должностных лиц;
- от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток – на юридических лиц.
Во второй части указанной статьи прописана административная ответственность за повторное правонарушение в течение года. Для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.
Часть 4 статьи 8.2 КоАП РФ определяет наказание за несоблюдение экологических требований при размещении отходов производства и потребления. Юридическим лицам грозит штраф от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ касается отходов, возникающих в результате деятельности управляющей организации как юридического лица.