Формы собственности на землю в Конституции: основные положения и особенности

Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу по сравнению со всеми другими законодательными актами, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции Российской Федерации имеет важное значение для территориального права, поскольку является основой для развития территориального права.

Конституция Российской Федерации гарантирует общий принцип регулирования территориальных отношений в нашей правовой системе. В статье 72 Конституции Российской Федерации говорится об общем ведении Российской Федерации и регулировании территориальных отношений по предметам ведения субъектов Российской Федерации. К общему ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами — охрана государственных границ, включая охрану окружающей среды и экологическое землеустройство — земельное право. По вопросам совместного ведения и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и акты, а также издаваемые в соответствии с ними иные нормативные и правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в общем виде определяет полномочия отдельных органов государственной власти по регулированию территориальных отношений. Так, статья 114 Конституции РФ гласит, что Правительство Российской Федерации гарантирует проведение единой государственной политики в области экологии. Разумеется, это напрямую связано с обеспечением охраны почв. Правительство Российской Федерации также контролирует федеральную собственность. Иными словами, оно имеет право распоряжаться федеральными землями.

Статья 74 Конституции Российской Федерации выражает главенствующий принцип обеспечения интересов охраны природы, в том числе охраны земель, в сфере регулирования единого экономического пространства и общего рынка. Конституция Российской Федерации предусматривает, что таможенные пошлины, сборы, взносы и другие препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств не допускаются. Исключение из этого общего правила составляют случаи, когда ограничения на перемещение товаров и услуг могут быть установлены в соответствии с федеральным законом, если это необходимо в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Конституция Российской Федерации гарантирует специфику правового регулирования территориальных отношений. Часть 1 статьи 9, статья 1 Конституции Российской Федерации предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности людей, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма гарантирует еще два важных принципа правового регулирования земельных отношений Это принцип приоритета публичных интересов при регулировании использования и охраны земель и принцип обеспечения рационального использования и охраны территориальных ресурсов.

Учитывая роль и значение земли в жизни общества, а также характеристики земли как природного объекта, статья 36, часть 3, статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что условия и порядок использования земли определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться специальным федеральным законодательным актом — Земельным кодексом Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации также определяет сферу действия Земельного кодекса. Это территория Российской Федерации, включая территорию ее субъектов. Кроме того, Земельный кодекс регулирует отношения, связанные с использованием земель, занятых внутренними водами и прибрежной зоной. Этой же статьей Конституции предусмотрено, что границы между субъектами Российской Федерации могут изменяться по взаимному согласию.

Важнейшее значение имеет конституционная основа регулирования права собственности на землю. Статья 8 Конституции Российской Федерации выражает принцип равенства всех форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 Конституции Российской Федерации признает возможность существования различных форм и видов собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Советуем прочитать:  Как заполнить заявление на регистрацию автомобиля в ГИБДД: образец

В современных условиях формирования рыночной экономики важную роль играет статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантирующая права граждан и их объединений на индивидуальную собственность и индивидуальную собственность на землю. В этой же статье указаны пределы реализации правомочий собственника земли. Занятие, использование и распоряжение землей и другими природными ресурсами могут осуществляться собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации право индивидуальной собственности на землю считается естественным и неотъемлемым правом человека, принадлежащим ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и политика имеют непосредственное действие. Они определяют понятие, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и гарантируются правосудием.

В статье 35 Конституции Российской Федерации отражен принцип защиты прав на индивидуальную собственность. Право на частную собственность охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Большое значение для регулирования земельных отношений имеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, которое гласит, что никто не может быть лишен своего имущества только по решению суда. Это означает, что если вычеты могут быть предоставлены только по решению суда, а не какого-либо другого органа, то земельное законодательство должно гарантировать такие условия изъятия частных участков. Кроме того, в законе говорится, что принудительная продажа права собственности для нужд государства возможна только на условиях компенсации, эквивалентной прежней компенсации. Важность этой конституционной нормы заключается в том, что, во-первых, частные интриги могут быть изъяты при соблюдении следующих условий, изъятие допустимо только для государственных нужд. Во-вторых, убытки должны быть возмещены собственнику до фактического изъятия. И в-третьих, размер причиненного ущерба должен быть равным. Другими словами, она должна соответствовать рыночной стоимости участка. Эти положения должны быть гарантированы Законом о земле.

Большое значение для защиты права индивидуальной собственности на землю имеют конституционные решения об ограничении прав и свобод человека. Согласно части III статьи 55 Конституции РФ, они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Обороны страны и национальной безопасности.

Конституционные основы собственности

Фундаментальная проблема конституционной экономики — собственность. От того, как она будет решена, зависит очень многое — не только правовая форма ее существования, но и характер экономической системы в целом. Детали конституционного регулирования собственности зависят от ряда обстоятельств, в том числе от времени принятия конституции, экономической ориентации государства, идеологических установок и особенностей существующей правовой системы.

Ранние конституции не различали формы собственности. Она могла принадлежать как государству, так и частным лицам, физическим и юридическим. Единая правовая система прав собственности основывалась на предположении о равенстве прав собственников.

Следующее поколение конституций в принципе различает две основные формы собственности — государственную (публичную) и частную, но подчеркивает их равный статус (Италия). Некоторые послевоенные конституции в дополнение к вышеперечисленным выделяют муниципальную (Германия) и кооперативную (Португалия) формы собственности.

Советуем прочитать:  Корректное общение в деловой переписке

Конституции социалистически ориентированных государств (Северная Корея, Вьетнам, Куба) решают вопросы собственности совершенно иначе. Они не только провозглашают примат государственной собственности, но и стремятся полностью изгнать другие формы собственности, то есть индивидуальную, кооперативную и коллективную. Социалистически ориентированные конституции отрицают не только равенство, но и гарантии прав на негосударственные формы собственности. Это предопределяет основные черты социалистически ориентированной экономической системы, такие как отрицание свободы предпринимательства, отсутствие конкуренции, директивный (административный) метод управления экономикой, плановый характер производства и распределения. Однако в последние годы наблюдается отход от ортодоксальной социалистической идеологии. Так, в 1993 году конституционные реформы в Китае провозгласили задачу создания «социалистической рыночной экономики». Аналогичные реформы были проведены во Вьетнаме.

В большинстве конституций первой волны провозглашался принцип неприкосновенности личной собственности, но абсолютизации этого принципа не было. Те же конституции включали нормы о конфискации имущества для общественных нужд при условии справедливой компенсации собственнику. Например, Конституция США устанавливала правила лишения собственности на основе надлежащей правовой процедуры.

Одной из особенностей второй волны конституций стало признание социальной функции собственности. Другим нововведением стали нормы, препятствующие концентрации собственности в одних руках (конституции Индии и Шри-Ланки). Впрочем, подобные меры были предусмотрены и в законодательстве многих других стран, в том числе тех, чьи конституции были приняты до начала XX века.

Некоторые конституции включали положения о национализации и государственном контроле над экономикой. Конституции Италии, Мексики, Индонезии и многих других государств предусматривают национализацию.

Конституция Бразилии 1988 года предусматривает возможность национализации компаний, а также земли. Правительство имеет возможность экспроприировать землю, если она не отвечает «социальным функциям», со справедливой компенсацией, которая должна выплачиваться в течение 20 лет, а продуктивная собственность не допускается.

От национализации следует отличать установление государственного контроля в определенных секторах или сферах деятельности. В этом случае право собственности не переходит к государству, но государство осуществляет планирование, руководство и более строгий контроль над владельцем или менеджером предприятия (например, в Италии, Испании). Как правило, система приватизации не гарантируется Конституцией. Исключение составляют лишь Основные законы стран, в которых проводилась приватизация.

Наконец, еще одной особенностью конституций второй волны является перечисление секторов экономики и регистрация объектов государственной собственности. Конституции стран с социалистической ориентацией оставляют практически все права собственности за государством. Доля частной, личной, трудовой и других форм собственности остается незначительной. Однако следует подчеркнуть, что многие западные демократические конституции предоставляют исключительные права государства на некоторые объекты собственности: территориальные воды, континентальный шельф и ресурсы экономической зоны (см., например, статью 132 Конституции Испании). Некоторые конституции расширяют этот список, включая в него некоторые отрасли экономики, такие как земля (Ирландия, Мексика), природные ресурсы (Болгария, Йемен), атомная энергия, транспорт, почтовые и коммуникационные системы.

В зависимости от того, как Конституция гарантирует вопрос собственности, варьируются формы, способы и степень участия государства в экономической жизни. Во многих случаях утверждается, что государственный контроль над экономикой имеет место только в социалистических странах, что не соответствует действительности. Государство никогда не отстраняется от решения экономических вопросов. Менялись формы, методы и интенсивность финансового регулирования, но неизменным оставалось одно: от того, насколько эффективно управление финансами, зависело само существование государства, а зачастую и само государство.

Советуем прочитать:  Опыт суда и получение справки об отсутствии судимости: всё, что нужно знать

Существование различных форм собственности и признание равнозначного статуса исключает возможность директивного управления в сфере производства и распределения. Используются и другие формы финансового регулирования: налоговое, бюджетное, валютное, кредитное. Такие формы часто называют планированием, они широко распространены. Оно используется в странах с социал-демократическими традициями (Скандинавские страны, Италия, Франция), а также в краткосрочной перспективе (1-2 года) и в странах, развитых по принципу «классической» капиталистической экономики (США). В среднесрочной перспективе (5-7 лет) широко распространены финансовые программы. Наконец, следует особо отметить механизмы социального регулирования, обеспечивающие стабильность как экономической системы, так и политической.

В 2001 году правительство Джорджа Буша восстановило Национальный совет по экономике и безопасности, который впервые был создан за 60 лет до президента США Франклина Рузвельта. Известный экономист А. А. Полоховский: «Если попытаться дать определение экономически эффективного государства, то в самом общем виде можно сказать, что это государство, которое защищает национальные интересы и обеспечивает национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения равносильно определению оптимального соотношения между открытостью национальной экономики и поддержкой производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Появились основания для изучения экономической роли государства исходя не из степени его вмешательства в рыночные механизмы, а из степени его участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, государство может быть эффективным только в том случае, если эффективна сама экономика.

В условиях рыночной экономики структура народного хозяйства активно меняется. Одни сферы ослабевают и даже исчезают, другие укрепляются и начинают играть ведущую роль. Переломные моменты сопровождаются многолетними циклическими экономическими кризисами.

Опираясь на личную собственность во всех ее проявлениях, экономика США постепенно расширяла свою базу. Если в стране существование и развитие той или иной формы собственности определяется экономическими причинами, а не чисто административными ограничениями, то состояние нелегального бизнеса может быть отменено, а предприниматель при необходимости поддержан. Государство, в котором он платит налоги. Очевидно, что в этом отношении государство может считаться экономически эффективным только в том случае, если оно способно эффективно управлять предпринимательством всех видов в контексте соответствующего экономического законодательства.

В рамках такого подхода к экономической эффективности в 2011 году было создано новое государственно-частное партнерство в Совете энергетической безопасности США.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и политика — обязанность государства.

                Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

                  В Российской Федерации признаются и обеспечиваются органы местного самоуправления. Местные органы власти самостоятельны в пределах своей компетенции. Местные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

                  Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
                  Добавить комментарий

                  ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

                  Adblock
                  detector