Рассекречивание сведений, составляющих муниципальную тайну, представляет собой, согласно определению в примечании 13 к закону, снятие ограничений на передачу сведений, составляющих муниципальную тайну, и доступ к их обладателям.
— Заключение Российской Федерацией международного обязательства по открытому обмену сведениями и элементами муниципальной тайны.
— Если в связи с изменением объективных фактов защита последующих сведений, элементов государственной тайны признана нецелесообразной.
Органы государственной власти в соответствии с общепринятыми нормами настоящего документа периодически, но не реже одного раза в пять лет, пересматривают содержание действующего перечня конфиденциальной информации на предмет обоснованности засекречивания информации и ее соотношения с ранее установленным уровнем конфиденциальности. Меморандум о взаимопонимании предусматривает максимальный срок хранения секретной информации в 30 лет, при этом также рассматривается процедура продления срока хранения в исключительных случаях по решению Межведомственного комитета по защите государственной тайны. Наличие такой процедуры в законодательстве позволяет выделить вопрос рассекречивания информации, учитывая возможный вред национальной безопасности от необоснованного рассекречивания информации.
Помимо этих ограничительных механизмов в отношении сроков засекречивания информации, исключения предусмотрены и в других нормативных правовых актах. В частности, в п. 19 Федерального закона «Об иностранной информации „1 указано, что “сведения о лицах, оказывающих (предлагающих) секретную помощь органам внешней разведки Российской Федерации, являются открытой тайной и не подлежат рассекречиванию по истечении максимально допустимого срока федеральной разведывательной тайны». Действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» регулирует случаи, касающиеся лиц, оказывающих тайное содействие органам, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, однако подобных ограничительных и общепринятых мер не существует.
Для сравнения, некоторые положения Директивы Президента США 11652 от 8 августа 1972 года о процессе и сроках рассекречивания информации гласят.
«Конфиденциальная информация и материалы, не рассекреченные ранее соответствующим автором, должны быть рассекречены или понижены в соответствии со следующими правилами».
1. Совершенно секретно.Информация или материалы, первоначально классифицированные как «Совершенно секретные», автоматически рассекречиваются из «Секретных» в конце второго календарного года, следующего за годом, в котором они были классифицированы. После этого, в конце четвертого календарного года, уровень классификации снижается до «конфиденциального». Материал должен быть полностью рассекречен в конце десятого календарного года, следующего за годом, в котором он был засекречен.
2. Конфиденциальность.Информация и материалы, первоначально классифицированные как «конфиденциальные», автоматически понижаются до «конфиденциальных» в конце второго календарного года, следующего за годом, в котором они были классифицированы. Такие материалы должны быть рассекречены в конце восьмого календарного года, следующего за годом, в котором они были засекречены.
3. Конфиденциальный.Информация и материалы, первоначально классифицированные как «конфиденциальные», автоматически рассекречиваются в конце шестого календарного года, следующего за годом, в котором эти материалы были классифицированы как «конфиденциальные».
Вся конфиденциальная информация или материалы, которые были обнародованы до или после вступления в силу настоящей Директивы и имеют возраст более 30 лет, должны быть рассекречены. Для особо отмеченной информации или материала руководитель агентства, которое первоначально классифицировало материал как секретный, может при присвоении грифа секретности заявить, что долгосрочная защита информации необходима из-за интересов национальной безопасности или потому, что ее раскрытие может представлять непосредственную угрозу для определенного лица, и что Исключения могут быть сделаны, если человек лично докажет, что информация должна храниться в течение более длительного периода времени.
Примечание 14 к Закону предусматривает, что процедура массового рассекречивания информации, описанная в предыдущем примечании, применяется к держателям такой информации. Кроме того, примечание 14 тесно связано с примечанием 12, в котором дата рассекречивания указывается как одно из условий для держателя информации, муниципальная конфиденциальность. При этом следует отметить, что условия рассекречивания информации или наличие у обладателя информации указания на наступление события, которое может привести к рассекречиванию информации, в большей степени защищены от случайного рассекречивания, например, рядом действующих документов со стороны архивной службы. В реальном времени при установлении общепринятых норм в Примечании 14 Закона были сформулированы правила рассекречивания документной информации, доступ к которой ограничен в муниципальных архивах Российской Федерации.
Важным правилом является то, что руководитель государственного органа, предприятия, учреждения или организации имеет право рассекретить носители информации, которые были неправильно классифицированы сотрудником. Руководитель муниципального архива Российской Федерации вправе рассекретить носители информации, составляющие закрытый фонд указанного архива, а также муниципальную тайну, если на это есть разрешение организации, создавшей фонд, или ее правопреемника. В случае ликвидации организации, создавшей фонд, и ликвидации ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей информации, составляющих муниципальную тайну, рассматривается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Примечание 15 признает право граждан, организаций, учреждений и государственных органов заявлять о необходимости рассекречивания информации в форме запроса в соответствующий государственный орган, организацию или учреждение, в том числе в муниципальный архив. Если должностное лицо не оценивает правомерность запроса, оно подлежит административной (дисциплинарной) ответственности.
Особое значение в вышеуказанных заметках имеет положение, предусматривающее возможность оспаривания обоснованности отнесения определенных сведений к государственной тайне. С одной стороны, перечень неконфиденциальной информации и последующее принятие общепринятых стандартов в Примечании 7, включая правовые средства засекречивания информации, находящейся в распоряжении физических лиц, организаций и учреждений. С другой стороны, буквальное толкование общепринятых стандартов давало бы субъекту служебной записки право оспаривать в суде обоснованность отнесения к государственной тайне любой информации, независимо от объема сведений, содержащихся в соответствующем перечне.