Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд — разновидность договора подряда на выполнение подрядных строительных работ (ГК РФ ст. 740), договора подряда на выполнение научно-исследовательских работ (ГК РФ ст. 758) Российской Федерации для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение обычных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и иные работы, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного назначения, и сдать их государственному или основному учреждению, заказчику, а также государственному или муниципальному заказчику, получить комплексный проект и принять на себя обязательства по оплате или обеспечению оплаты (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации). То есть, по сути, особенностью таких договоров является заключение со стороны заказчика субъекта, относящегося к категории государственного или муниципального заказчика.
К ним применяются специальные правила, указанные в параграфе 5 главы 37 ГК РФ, общие положения о субподряде, содержащиеся в главе 3 главы 37 ГК РФ или муниципальные нужды. (пункт 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также положения пункта 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с указаниями, содержащимися в пункте 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила законодательства Российской Федерации о видах договоров, регулирующих выполнение работ, аналогичных работам, выполняемым по договору подряда (Строительные работы — глава 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, Научные исследования, изыскательские работы — глава 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 4).
Кроме того, в контексте таких контрактов действует Положение Федерального закона от 05. 04. 2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (см. ниже). Положения Закона N 44-ФЗ определяют требования к содержанию контракта, порядок его заключения, основания для изменения и расторжения и т. д. (см., например, статьи 24, 34, 94 и 95 Федерального закона). Он является специальным по отношению к нормам Гражданского кодекса РФ (см., например, 23. 10 . См. Постановление 13-го ААС от 2015 г. N 13АП-2111/15). Так, общие положения ГК РФ об условиях договоров по общему правилу определяются по усмотрению сторон (статьи 1, 2 и пункт 4 раздела 4 статьи 421 ЗК РФ), основания изменения и расторжения договоров (статья 450 ГК РФ) и российского договора подряда К данным договорам применяются правила главы 37 Закона РФ. Если иное не установлено, они не противоречат отдельным нормам закона n 44-ФЗ (см. постановления АС Дальневосточного округа от 30 июня 2010 г. N Ф03-2318/15, от 25 февраля 2016 г. N 12АП-51/15 16, 5 от 16 июня 2015 г. N 05АП-3759/15 и от 27. 05. 2015 г. N 05АП-3879/15).
Таким образом, отношения сторон по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд регулируются следующими нормами
— общими нормами уголовного права, содержащимися в первой части Закона Российской Федерации. n 44,
— специальными нормами главы 37 Гражданского кодекса РФ и положениями Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, Закон N 44-ФЗ, регулирующий отношения в сфере действия этого федерального закона (ст. 1 Закона N 44-ФЗ), устанавливает приоритет при прекращении, исполнении или расторжении таких договоров.
Примечание: Правила, указанные в § 5 главы 37 Гражданского кодекса РФ, применяются только к контрактам (договорам), заключенным государственными или муниципальными заказчиками, в частности для исполнения контрактов.
В контексте отношений, связанных с выполнением работ для государственных или муниципальных нужд, понятие «контракт» не имеет существенных отличий от понятия «договор». Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд — это гражданско-правовой договор, предметом которого является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (п. 3 ч.1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Термин «контракт» характеризует направленность работ на обеспечение государственных или муниципальных нужд и то, что такой контракт заключает государственный или муниципальный заказчик (п. 5, 6 Закона N 44-ФЗ).
Специфика работы по госконтракту строительных организаций
Многие производственные компании предпочитают заключать контракты с государственными заказчиками. Такие клиенты всегда надежны и нуждаются в крупных заказах. Как правило, деятельность государственных заказчиков регулируется 44-ФЗ, который обязывает их конкурировать, что позволяет им участвовать в конкурсах наравне с другими организациями и получать такие заказы на торгах на электронных торговых площадках. ЭТП: Найти подходящие «ручные» конкурсы можно, изучив актуальные конкурсы на различных сайтах, аккредитованных Минэкономразвития, или воспользовавшись такими тендерами, как «Торговая инспекция».
Найдя подходящий конкурс, не совершайте самых распространенных ошибок участников. Внимательно изучите всю документацию. Если вам что-то непонятно, обратитесь за разъяснениями к заказчику. Подробно изучите обязательные и дополнительные условия договора.
— Обязанности заказчика и исполнителя,
— условия договора и условия оплаты,
— порядок и условия приема выполненных работ,
— наличие гарантий выполнения контракта,
— требования к качеству, техническим и функциональным параметрам проекта,
— Выполнение гарантийных обязательств,
— место и время проведения работ.
Дополнительные условия могут включать возможность одностороннего расторжения договора.
Если в документации встречаются необоснованные требования, это явная попытка нарушить закон, сознательная или случайная, из-за недостаточной компетентности или просто человеческого фактора. В любом случае это явное ограничение конкуренции, и вы имеете полное право подать жалобу в SDOE.
К несправедливым требованиям относятся.
— Требование к подрядчикам об открытии отдельных расчетных счетов (письмо Минэкономразвития России от 29 января 2015 г. № Д28И-104).
— Обязанность подрядчика предоставлять заказчикам информацию об отсутствии у них обязательств по уплате налогов и иных обязательных платежей по договору.
— Условия договора, по которому производились платежи, если у контрагента есть задолженность перед налоговыми органами и другие условия, прямо противоположные 44-ФЗ.
Основным законом, регулирующим снабженческую деятельность государственных заказчиков, является 44-ФЗ, и помимо исполнения контракта, ответственная сторона соблюдает требования Федерального закона РФ «О строительном подряде» и главы 5 ст. 37 «Обычные проекты для государственных или муниципальных нужд». Независимо от правового статуса заказчика, подрядчик обязан выполнить проект, а заказчик — оплатить. При этом, согласно 44-ФЗ, если подрядчик побеждает в конкурсе, он обязан заключить контракт и выполнить проект. В конкурсе он участвует в течение двух лет.
Работая по госконтракту, вы знаете о возможности возникновения трудностей. Работа считается завершенной, когда акт приема-передачи работ подписан обеими сторонами, в соответствии с 753 Гражданского кодекса Российской Федерации. В некоторых случаях закон указывает на то, что работа может быть подписана в одном месте, а другая часть отказывается от подписи. Заказчик оставляет за собой право отказаться от принятия проекта, если в нем обнаружены неустранимые дефекты. Если его можно восстановить, заказчик имеет право потребовать от подрядчика бесплатного ремонта в срок, достаточный для этого. В качестве окончательного решения подрядчик должен вернуть стоимость ремонта заказчику, если это предусмотрено договором.
Если заказчик подписывает акт, то в будущем может возникнуть риск предъявления претензий к подрядчику. Ранее такие претензии возникали, когда заказчик обнаруживал перерасход или завышение стоимости работ в ходе проверки. Если суд сочтет эти претензии обоснованными, подрядчик должен вернуть часть денег (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. № 19891/13). На практике такие ситуации встречаются крайне редко.
Чтобы обсудить эту статью и получать оперативную информацию по вопросам поставок, присоединяйтесь к нашим социальным сетям