– СМИ много писали о проведении амнистии в 2020 году, приуроченной к 75-летию Победы. Однако, она так и не была объявлена. В 2021, 2022 и 2023 годах также ничего не изменилось. Что известно о 2024 годе? Каковы шансы на проведение амнистии по уголовным делам?
– Разговоры о возможной широкой амнистии по уголовным делам ведутся последние несколько лет. В 2024 году также существует вероятность её объявления. Но официальных документов по вопросу амнистии на 2024 год пока нет. Некоторые гарантии предоставлены осужденным мобилизованным и контрактникам.
Перспективы на 2024 год
Точно сказать, будет ли амнистия в 2024 году, невозможно, так как все предложения находятся на стадии обсуждения.
В предыдущие годы амнистии обычно приурочивались к годовщинам Победы. Следующая такая годовщина будет только в 2025 году. Однако в 2023 году также был значимый юбилей – 30 лет со дня принятия Конституции. Напомним, что текущая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Поэтому такая круглая дата могла бы стать поводом для объявления амнистии. Но пока это остаётся на уровне предположений.
Известно, что депутаты от КПРФ 23 ноября 2022 года внесли в Госдуму проект постановления об амнистии, приуроченной к 100-летию образования СССР. Датой образования СССР считается 30 декабря 1922 года. По состоянию на конец 2023 года проект находится на рассмотрении.
Как вы относитесь к возможной амнистии в 2023 году?
Положительно Отрицательно В зависимости от того, кто попадёт под амнистию
По каким статьям возможно освобождение от наказания
Согласно инициативе коммунистов, которая может стать основой амнистии в 2024 году, планируется прекращение уголовных дел по преступлениям небольшой и средней тяжести.
Амнистию следует отличать от помилования. Помилование носит индивидуальный характер, тогда как амнистия – массовый. Даже если амнистия будет введена, она не коснется всех заключённых. По предложению, под освобождение от наказания могут попасть впервые осуждённые:
- военные и правоохранители, принимавшие участие в боевых действиях или СВО;
- лица, награждённые госнаградами РФ или СССР;
- женщины с детьми и беременные;
- мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет;
- инвалиды;
- несовершеннолетние;
- родители малолетних детей.
Также предлагается освободить от наказания осуждённых на срок до пяти лет, совершивших преступления по неосторожности, условно осуждённых и тех, кто получил наказание, не связанное с лишением свободы.
Кроме освобождения от наказания, предлагается прекратить уголовные дела, находящиеся в производстве у следственных органов и судов, в отношении вышеуказанных лиц.
Особый интерес вызывает предложение об освобождении от ответственности лиц, совершивших общественно опасные деяния, связанные с нарушением проведения митингов и шествий, распространением ложных сведений об использовании ВС РФ, применением насилия против представителей власти, публичными призывами к возбуждению ненависти и вражды и т.д. Авторы законопроекта считают, что такая мера поможет улучшить общественный климат и поспособствует консолидации общества.
Амнистия в любом случае не распространяется на убийц, насильников, участников разбойных нападений с летальным исходом, преступивших закон в отношении несовершеннолетних, и осужденных по совокупности преступлений. Досрочное освобождение не будет применяться также к рецидивистам и нарушителям режима.
Амнистия без разбору: что не так с правительственными планами «простить» налогоплательщиков
Некоторые параметры налоговой амнистии, которую впервые упомянул президент в февральском послании парламенту, стали яснее. Правительство внесло в Думу законопроект о новой налоговой реформе, разработанный Минфином, который касается и этого вопроса. Однако, по мнению адвоката и эксперта Института экономики роста имени Столыпина Дмитрия Григориади, о реальной амнистии пока говорить рано.
Какую амнистию ожидал российский бизнес? Что он под ней подразумевал? Бизнесмены хотели инструмент, который бы стимулировал их к легализации. Ты добровольно приходишь к государству и начинаешь с чистого листа, получая прощение за прошлые ошибки. Что предлагает государство? Вроде бы то же самое. Но стоит присмотреться внимательнее, как появляются сомнения.
О дроблении бизнеса без деталей
Тем более что формулировка понятия «дробление бизнеса», которую Минфин предлагает зафиксировать в Налоговом кодексе, а не только в методических письмах ФНС, не несет ничего нового: «разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами, подконтрольными одним и тем же лицам, направленное исключительно или преимущественно на снижение налоговых обязательств путем применения такими лицами специальных налоговых режимов». Но налоговики всегда подразумевали именно такой набор действий от таких субъектов, борясь с дроблением. Все споры и коллизии сводились к одному: является ли та или иная деятельность единой или нет. Является ли транспортный цех самостоятельной бизнес-единицей или нет. Работают ли дилеры независимо или являются частью одной сбытовой сети, управляемой из единого центра.
Иначе говоря, такое определение дробления не изменит существующую картину. Необходимы более четкие правила, которые фиксируются не в Налоговом кодексе, а в письмах ФНС. Что-то вроде прецедентного права: разбор конкретных случаев и указания для исполнителей в аналогичных ситуациях. Налоговая служба справляется с задачами и в текущих условиях, отсутствие лишней конкретики ей только на руку. Но тогда при чем тут амнистия? В чем отличие предлагаемой меры от уже действующей?
Доверяй, но проверяй
Есть и альтернативный подход, предложенный аппаратом бизнес-омбудсмена. Его суть проста: помнить, что идея налоговой амнистии изначально была связана с необходимостью создания переходного налогового режима, смягчающего разницу между УСН и ОСНО. Иначе говоря, борьбу с дроблением следует сочетать с мерами, стимулирующими легализацию.
Мы уже знаем, что лимит доходов по УСН планируется поднять до 450 млн рублей. Но этого недостаточно. Нужна переходная, льготная ставка по налогу на прибыль для тех, кто преодолел планку ОСНО, в том числе добровольно, в ходе амнистии. Например, 5% на первые два года с постепенным увеличением до стандартного уровня. Темпы повышения должны зависеть от размера прибыли.
Этот же метод предполагает принципиально другое отношение ФНС к потенциальным декларантам. Если предприниматель решает полностью раскрыть всю информацию, он может получить предварительные консультации от налоговой службы о том, как она воспринимает структуру его бизнеса. Это поможет избежать неожиданных обвинений в дроблении, учитывая, что декларант будет под подозрением еще два года.
На данный момент ничего подобного не наблюдается. Нет моратория на проверки во время декларационной кампании, и нет шагов навстречу её потенциальным участникам.
Именно поэтому повторюсь — это не амнистия. Это добавление новых эмоциональных акцентов с целью ускорить действия налогоплательщиков, но не амнистия как процесс, вызывающий безусловное доверие у широких слоев бизнеса.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.