Материальная культура понимается как совокупность предметов, устройств и сооружений — субъективный мир, искусственно созданный человеком. Иногда ее называют «второй природой».
Кроме того, существует технологическая культура создателей и потребителей объективного мира, которая является субъективным аспектом материальной культуры.
Материальная культура рассматривается на многих уровнях — от отдельных предметов, процессов и людей до мировой культуры.
О культурных ценностях
Весь мир должен пройти испытание признанием культуры, но это испытание сложнее, чем средневековое испытание огнем, водой и железом, по мнению всемирно известного культуролога Н. К. Лерха, чье имя носит Международная конвенция по защите культурных ценностей (Соглашение Лерха).
Признание культуры означает переход от созерцания к ее реализации и пониманию («Культура» — методическое пособие).
Как пишут сегодня социологи, именно понимание культуры определяет направление социального действия и поддержание жизнеспособности социальных субъектов, политики и идеологии. Понимание культуры становится задачей и ответственностью общества» — на это указывается в публикациях, посвященных вопросам культурологии и современной социологии [1].
Культура имеет множество определений. С точки зрения различных наук, культура может рассматриваться и как состояние (уровень), и как процесс. Распространенными подходами являются деятельностный подход, понимающий культуру как совокупность достижений человека в материальной и духовной сферах деятельности, и оценочно-ценностный подход, рассматривающий культуру как совокупность материальных и духовных ценностей. Критерием культурной ценности явления является его гуманитарное содержание — духовные и культурные ценности вечны — в процессе потребления нет «отходов».
Ценности лежат в основе системы мотивации деятельности и, наряду с оценкой, являются критерием выбора целей деятельности, определения путей и средств. Жизненный путь — это то, что выбирает человек или общество, средства, используемые для достижения цели. От этого зависит судьба как самого человека, так и общества.
Общечеловеческие ценности определяются наукой как высшие духовные ценности. Они проявляются в форме духовного, нравственного и эстетического развития человеческой личности [2].
Культурные ценности, завоевания которых способствуют развитию человека, живут в его эмоциях и расширяют его сознание, при определенных условиях можно разделить на материальные и духовные (см. рисунок).
К материальным культурным ценностям можно отнести предметы, объекты, художественные, исторические или научные произведения, в которых воплощены или отражены достижения человечества в его стремлении к гармонии и совершенству.
Духовные культурные ценности интегрированы в идеи, правила, гуманитарные убеждения (теории, цели, идеалы, традиции), а также в морально-волевые свойства личности.
В частности, следует отметить, что только жизненные события, основанные на человечности, могут относиться к культурным ценностям, а гуманитарные идеи, в том числе идеи культуры, эволюционное значение культуры и национальные идеи. Младшие поколения должны быть поняты и доступны для реализации как самые передовые и необходимые.
Не случайно на приведенной схеме качество личности, отражающее гуманитарную направленность, выделяется в особую категорию культурных ценностей. Это проявление в высшей степени разнообразных нравственных характеристик тех, кто позволил создать все остальные культурные ценности и преодолеть многочисленные, порой трагические, препятствия на пути человеческой эволюции. И именно эта категория культурных ценностей подвергается сегодня наибольшим нападкам и осмеянию со стороны «популярной культуры».
Поэтому, чтобы иметь шанс решить глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, нам необходимо укреплять сотрудничество между защитой материального культурного наследия и продвижением духовно-нравственных ценностей.
Это также необходимо. Сегодня не только в средствах массовой информации, но даже среди экспертов в области гуманитарных наук мы часто слышим о кризисе следующего содержания. Мы живем в век плюрализма и свободы. Перспективы и строгие границы между истиной и ложью, добром и злом, высшим и низшим, светом и тьмой безнадежно ушли в прошлое. Поэтому нам нужно научиться воздерживаться от жестких оценочных суждений, жить в атмосфере терпимости и терпения, в атмосфере бесконечного разнообразия мнений и мировоззрений. Когда есть такая духовность, она заключается в абсолютной свободе вашего самовыражения и признании этого права за другими.
Даже при таких губительных уступках духовному всемогуществу, как представляется на примере современных западных стран… «> Полный текст.
Поэтому, защищая и утверждая культурные ценности жизни, мы заботимся о духовном здоровье человечества и сохраняем здоровье физики — как людей, так и самой планеты. В этом и заключается ценность Движения в защиту культуры.
[1] Попов Е. А. Культурология и современная социология // Социс, 2006, № 12. -с. 65.
[2] Мировые и национальные ценности в изменяющихся обществах / [Р. К. Кадыржанов, К. Ж. Нугманова, А. Г. Косиченко и д р-Министерство науки Республики Казахстан Академия наук, Институт философии. -Алматы, 1997.-219 с.
Материальная культура это…
Тема культуры уже не раз рассматривалась в предыдущих статьях. Материальная культура является отдельным вопросом для рассмотрения и помогает уточнить наше понимание культуры. Очевидно, что духовную и материальную части этого явления не стоит путать друг с другом, так как они чреваты испытаниями.
Что мы узнали?
К материальной культуре относятся все предметы и вещи, созданные руками человека. Здания и сооружения, транспорт и коммуникации, дороги, связь, мебель, бытовая техника, одежда и обувь, технологии производства.