Участие психолога на предварительном следствии в ходе расследования уголовного дела

Я пишу эту статью в первую очередь о коллегах-психологах и тех, кто не является такими же психологами, но интересуется или нуждается в понимании этого … Я говорю свое видение, свой опыт. Те, кому интересно, задают вопросы. Те, кто так или иначе обращался к этому, напишут о своих примерах, о своих взглядах.

Я в прошлом исследователь и в этом плане регулярно встречался с экспертами. Это разные виды экспертиз, в том числе и психологическая в моей работе. Конечно, участие экспертов в уголовном процессе (о том, что подразумевается под экспертами и специалистами, будет рассказано ниже), но даже следователям, поясню, в уголовном процессе мне приходилось сталкиваться неоднократно. Так сложилось, что у меня есть опыт и видение этой работы с разных сторон. По крайней мере, со стороны следователя и психолога.

Так где же психологи могут участвовать в судебных или досудебных разбирательствах? Обычно это гражданские или уголовные процессы. Роли, в которых психологи могут присутствовать в суде, — профессиональные или экспертные. Конечно, есть и уголовные процессы, а не политические досудебные. В этой статье описывается уголовное судопроизводство. В статье уточняется, что речь идет об уголовных делах, где подозреваемым или обвиняемым является несовершеннолетний. Начнем с законодательной базы.

Статья 57 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет эксперта как «лицо, обладающее специальными знаниями, назначенное в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения».

Статья 58 УПК РФ определяет эксперта как «лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое для участия в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также оказывающее помощь в отыскании, фиксации и изъятии предметов и документов, применении технических средств». При исследовании материалов уголовных дел он задает вопросы эксперту, информирует стороны и суды по вопросам, входящим в его профессиональную компетенцию».

Да, психологи участвуют не только в суде. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ определены некоторые следственные действия, в которых психологи участвуют как принудительно, так и добровольно. Так, в ч. 3 ст. 3 п. 425-3 УК РФ предусмотрено, что при допросе, опознании, перекрестном допросе и проверке показаний несовершеннолетний потерпевший или свидетель, не достигший шестнадцатилетнего возраста, либо свидетель, достигший десятилетнего возраста, участвует на шестой год. В случае, если он достиг возраста, но страдает психическим расстройством, когда. Статья 191-1 УПК РФ требует участия психолога или педагога.

Как видите, в законе указаны психологи или педагоги. Не только психологи участвуют в этих исследованиях. В законе нет четкого регламента, когда участвуют педагоги, а когда психологи. Это иногда создавало проблемы в моей работе как исследователя, особенно в начале, когда только что вступивший в силу новый КЗОТ РФ отталкивался от практики. Одни считали, что в данном конкретном случае нужен психолог, другие — что педагог. В итоге практика сложилась так, что в качестве эксперта выступал то один, то другой.

Советуем прочитать:  Как составить благодарственное письмо клиентам (с примерами)

На этом двусмысленность не заканчивается. Согласно закону, функция психолога, привлекаемого в качестве эксперта в описанных выше ситуациях, заключается в оказании помощи следователю или следователям в период проведения ими следственных действий. Психолог не предоставляет информацию, это делает кто-то другой. Но что, если здесь необходимо исследовать вопросы, относящиеся к области психологии, то есть профессиональной деятельности и компетентности приглашенного эксперта? В этом случае психолог должен быть источником информации. Но как получить эту информацию? Более того, предоставляет ли эксперт какую-либо документацию, например, экспертное заключение?

Участие психологов в предварительных экспертизах при расследовании уголовных дел.

Изображение взято из открытого источника в Интернете.

Получается, что исследователям необходимо задавать вопросы психологам. Но в какой роли? Разве что в роли свидетеля. Ведь он не является ни обвиняемым, ни потерпевшим? И что делать, если психолог отказывается от дачи показаний, согласно статье 51 Конституции РФ? И что должен сказать психолог по этому поводу, и может ли следователь спросить, что говорил подозреваемый или обвиняемый в фоновом режиме вне следственного действия? И должен ли суд признать это доказательством по уголовному делу? В общем, вопросов возникнет много, как только вы начнете вникать в детали.

Справедливости ради отметим, что в большинстве случаев такие вопросы не задаются. Следователи не хотят «нарываться» на неприятности, придумывая причудливые способы использования психологов в уголовных делах в рамках своей следственной деятельности. Психологи, которых вызывают на следственные действия, не «лезут в бутылку», а начинают работать по инициативе.

А какова роль приглашенного психолога в расследовании и зачем законодатели его туда привлекли? Как правило, приглашенный психолог не знает взрослого человека до начала следственных действий и не собирается с ним знакомиться каким-либо образом. Как правило, это сотрудник какого-то финансового учреждения, которое в той или иной мере отвечает за жизнь несовершеннолетнего, и этот сотрудник не может отказать следователю в просьбе явиться в указанное время. Он может не пойти, но его руководитель всегда даст ему указание пойти по просьбе следователя. Во время допроса психолог сидит спокойнее, чем на траве, чтобы не участвовать в дополнительных процедурах во время следственного действия. После того как следователь попросит психолога подписать протокол следственного действия, психолог удалится с места проведения следственного действия так быстро, что никто из присутствующих на нем не сможет его догнать.

Какова роль психолога в данном случае? Опять же, зачем законодатель подключил его к этому расследованию? Конечно же, для того, чтобы снять давление с несовершеннолетнего. По мнению законодателя, это защита от агрессивных и властных следователей и гарантия того, что впоследствии не возникнет сомнений в том, что на несовершеннолетнего оказывалось давление. В принципе, это является стандартным элементом допроса несовершеннолетних. Изменили бы вы роль психологов при допросе несовершеннолетних? Что-нибудь еще? Как доктор Рейтман в сериале «Встань со мной»? Да, наше законодательство не хочет, чтобы уголовные дела расследовались таким образом. Поэтому, если психолог хочет решить подобные проблемы, найти «дело века» и прославиться на весь мир, он должен сам стать исследователем. Так же как и роль психолога на предварительном следствии не подходит для оправдания «невиновного» человека. Это уже роль адвокатов.

Советуем прочитать:  Как делить имущество без брачного договора

Да, возможно, хорошо, что психологи играют стандартную роль «на время» при проведении следственных действий в отношении несовершеннолетних. Если бы эта роль была более активной, то у самих психологов, в частности, было бы больше проблем в связи с этой ролью.

В этой статье я расскажу об этой теме. Еще многое предстоит обсудить, но здесь я даю вам возможность комментировать и писать.

Если вам интересны посты и поднятые в них темы, особенно если они вам нравятся, пожалуйста, пишите свои вопросы, комментарии и делитесь ими со своими друзьями.

Психолог. Семейный психолог. Медицинский (клинический) психолог.

Телефон SMS, WhatsApp, Viber, Telegram — +79656054699 сообщений.

Личная история, добавлю, что все совпадения с темами форума случайны и лично меня не касаются. Это статья, и она объясняет официальную ситуацию.

Данная публикация является моей работой, защищенной авторским правом. Копирование статьи или ее частей разрешается только с указанием авторства и ссылкой на статью.

Перепечатка приветствуется!

Проблема определения процессуального статуса педагога и психолога при допросе несовершеннолетнего

Исторически допрос является одним из основных средств сбора доказательств в уголовном процессе. Допрос в системе следственного поведения в Российской Федерации играет важную роль в процессе раскрытия происшествий и проверки истины. От качества и правильной организации допросов зависит успех исследования и эффективность уголовного преследования.

Этот вопрос имеет большое значение в современном обществе, так как от показаний, полученных в результате допроса, зависит дальнейшее развитие следственного процесса и принятие правильного решения. Правильный допрос помогает установить обстоятельства совершения преступления и выявить важную информацию. Вопрос определения процессуального статуса педагогов и психологов при допросе несовершеннолетних актуален в связи с важностью защиты прав и обеспечения интересов несовершеннолетних в ходе следственных действий. Педагоги и психологи играют решающую роль в работе с детьми и подростками, поэтому их особенности при допросе должны быть четко и правильно определены [5, c.

Особое внимание при допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) уделяется педагогам и психологам. Следователь или научный работник обеспечивает их участие по ходатайству защитника или по собственной инициативе. Уголовно-процессуальный закон устанавливает следующие правила участия этих лиц Участие педагога или психолога обязательно при допросе с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего шестнадцатилетнего возраста либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или находящегося в состоянии задержки психического развития, — несовершеннолетних потерпевших по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних или При привлечении и допросе свидетелей обязательно участие педагога или психолога.

Советуем прочитать:  Обращения от граждан и организаций

Их обязательное участие обусловлено тем, что несовершеннолетние не способны реагировать на быстро меняющиеся ситуации, возрастающую эмоциональную стимуляцию и резкие перепады настроения. Часто они не понимают, что происходит, а это все негативно сказывается на показаниях [2, с. Сам факт присутствия педагога или психолога на допросе, в зависимости от его характера и присутствия несовершеннолетнего, оказывает существенное влияние, как положительное, так и отрицательное, на эмоциональный фон и поведение допрашиваемого может оказать [ 3, c.

Педагоги и психологи могут участвовать в допросе несовершеннолетних по ряду причин, в зависимости от ситуации. Во-первых, их присутствие может помочь определить психологическое состояние ребенка и оказать поддержку и понимание во время допроса. Кроме того, педагоги и психологи могут помочь более эффективно взаимодействовать с несовершеннолетними, чтобы завоевать как можно больше доверия. Например, педагог может помочь наладить контакт с ребенком и объяснить процесс допроса, а психолог — оценить эмоциональное состояние и потребности ребенка, чтобы оказать ему необходимую поддержку и помощь.

Следует отметить, что процессуальный статус этих участников уголовного судопроизводства должным образом не урегулирован. Во-первых, сложно определить, кто может выступать в качестве педагогов и психологов. Предположительно, это должны быть лица, имеющие специальную подготовку или длительную трудовую деятельность в области детской педагогики или психологии [4, с. Однако не совсем понятно, насколько целесообразно такое профессиональное участие в допросах, ведь необходимо учитывать личные качества как допрашиваемого, так и педагога и психолога. Например, учителем может быть преподаватель в классе, с которым у допрашиваемого сложились доверительные отношения, или другой специалист, приглашенный следователем по своему усмотрению, поскольку он не является несовершеннолетним, который всегда посещает учебные заведения.

Во-вторых, необходимо учитывать такие характеристики, как уровень полученного образования, предыдущая работа в данной сфере в соответствующей возрастной группе и возраст эксперта.

Эти положения должны быть отражены в Регламенте уголовно-процессуального закона, поскольку они дают ответы на многие вопросы, возникающие в процессе рассмотрения ходатайства. Необходимо внести поправки, предусматривающие конкретный перечень личностных и профессиональных характеристик педагогов и психологов. От дознавателя во многом зависит качество показаний несовершеннолетнего, так как на него влияет обстановка, в которой проводится следственный эксперимент.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector