Студенты кафедры уголовного права Омской академии МВД России
Кто подлежит незаконному задержанию умышленно по ч. I ст. 301 УК РФ?
В уголовном и уголовно-процессуальном праве нет точного ответа на этот вопрос. В уголовно-правовой литературе большинство авторов выделяют, что субъект незаконного умышленного задержания является специальным, и в основном выделяют специального субъекта данного преступления из числа органов дознания, следователей и прокуроров.
В 1939 г. Верховный суд указал, что положения о незаконном задержании П. применяются только к представителям власти, незаконно воспользовавшимся своим правом на задержание, но не к лицам, которые вообще не имели такого права. [1]
Современное российское законодательство предусматривает два вида задержания: административное задержание и уголовное задержание.
Полный перечень лиц, подлежащих административному задержанию, содержится в ст. 241 КоАП РСФСР. Таким образом, лицами, подвергнутыми административному задержанию, заведомо зная о его незаконности, являются строго определенные в этой же статье сотрудники.
Перечень лиц, имеющих право процессуально задерживать лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления, в законе четко не определен. Из статей 127, 127-1, 211 и 122 УПК РСФСР можно установить, что таким правом обладают следующие лица: следователи, дознаватели, прокуроры и органы следствия. Как следствие, каждый из них подвергается незаконному задержанию заведомо. Некоторая сложность в понимании субъекта заведомо незаконного задержания возникает в связи с понятием органов расследования.
Научно-исследовательские учреждения, перечисленные в статье 117 УПК РСФСР, можно разделить на две категории: 1) «физические лица» и 2) «агрегаты». Совершенно очевидно, что научно-исследовательские организации, являющиеся «физическими лицами», знают о незаконном задержании. В то же время вторая категория, в которой все научно-исследовательские учреждения являются «агрегатами», представляющими собой сложные структуры функционально специализированных подразделений, не может быть непосредственно затронута преступлением, согласно статье 19 Уголовного кодекса РФ, только физические лица. Они и подлежат уголовной ответственности. Необходимо ли выяснять, имеет ли право на заключение под стражу сотрудник «коллективного» расследования, если не все? УПК РСФСР не содержит указаний на ограничения по содержанию допроса.
Рассмотрим более подробно вопрос об осведомленности о незаконном содержании под стражей преступников применительно к некоторым следственным органам милиции. В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О воинской обязанности» обязанности и права всей милиции обозначены как единые, в том числе право на задержание в соответствии с УПК РФ. . Казалось бы, право на процессуальное задержание подозреваемых в совершении преступления принадлежит всем сотрудникам полиции. Однако тем, кто действительно знаком с практической деятельностью милиции, трудно представить себе, например, патрульно-постовую службу или сотрудника паспортно-визовой службы, составляющего рапорт о задержании подозреваемого в совершении преступления в порядке статьи 122 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Эта ситуация описана в статье 18 «Воинской» части Российской Федерации, которая гласит, что «сотрудник милиции исполняет свой долг и пользуется правами милиции, предусмотренными настоящим законом. . по должности».
Однако в той же статье 18 Закона РФ «О мар-культистах» есть важное дополнение. Часть 2 предусматривает, что при поступлении обращения гражданина с заявлением о событии, угрожающем личной или общественной безопасности, либо при его непосредственном обнаружении. такого события, сотрудник полиции, независимо от его должности, обязан принять меры по задержанию лица, подозреваемого в совершении такого деяния — часть 3, статья 18, статья 2. Сотрудник полиции может использовать все права полиции, предусмотренные данным законом. Как видно, все сотрудники милиции имеют право вести подробный розыск лиц, подозреваемых в совершении преступления, в соответствии с процедурой, описанной в статье 122 УПК СССР. И пока законодатель сам не разъяснит эти вопросы, сотрудники милиции должны придерживаться принципа допустимости всех действий милиции, которые явно вытекают из содержания соответствующего полномочия.
Что касается других «коллективных» следственных органов, то здесь, на наш взгляд, дополнительных пояснений не требуется. Каждый сотрудник следственного органа имеет право задержать лицо по подозрению в совершении уголовного преступления, как это определено в ст. 122 УПК СССР. Это право признано федеральным законом, и легкое отступление от него является незаконным. Как следствие, все сотрудники следственного органа знают о незаконном уголовном задержании в соответствии со статьей 301 Уголовного кодекса РФ.
[1] См: вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике СССР и РСФСР (1938-1969 гг.). -§, 1971. -с. 219.
Об уголовной ответственности должностных лиц за незаконное задержание (прокуратура области)
Новый полный состав Верховного Суда Российской Федерации внес ясность в вопрос о применении судом уголовной ответственности за преступления против правосудия по § 301 УК РФ.
Он, в частности, указывает, что заведомо незаконное задержание — это задержание подозреваемого сотрудниками правоохранительных органов без оснований и обязательное заключение под стражу, предусмотренное ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также умышленное непринятие ими мер, предусмотренных Законом об освобождении лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Умышленные действия, направленные на незаконное применение к лицу данной меры процессуального воздействия, делают его подозреваемым в совершении уголовного преступления в соответствии со статьей 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Отсутствие уголовного преследования — когда соответствующая ратификация уголовно-правовых норм Российской Федерации не предусматривает наказания в виде лишения свободы за предполагаемое преступление заключенного — при отсутствии доказательств того, что заключенный был арестован в порядке самооговора, — позволяет считать, что заключенный подозревается в совершении преступления в соответствии со статьей 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Уголовная ответственность также предусмотрена, если власти не принимают предусмотрительных мер, несмотря на наличие умышленных причин для подозрения, предусмотренных частями 1-3 статьи 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Закон специально предусматривает освобождение заключенных и относится к их компетенции. В случае обнаружения в месте содержания под стражей лица, нарушающего закон, если заключенный и прокурор не могут принять необходимые меры к освобождению заключенного, необходимые меры к освобождению заключенного не могут быть приняты.
Правовые формы ответственности за незаконные действия правоохранительных органов
Незаконное задержание и содержание под стражей является преступлением против свободы и неприкосновенности личности, препятствующим уголовному судопроизводству. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает заключение под стражу как меру, применяемую к лицам, подозреваемым в совершении преступления.
Учитывая понятие основной цели преступления в сочетании с различными видами общественных отношений (например, правосудием), необходимо учитывать все конституционные права свободных и неприкосновенных граждан. Потерпевший в таких случаях может быть как подозреваемым, обвиняемым, так и жертвой конкретного преступления.
Согласно ст. 301 УК РФ, объективная сторона уголовного права может выражаться в незаконном лишении свободы — незаконном заключении под стражу или незаконном задержании.
Цель — пресечь преступление или скрыть подозреваемого с помощью следственных действий, например. Статья 5.11 Уголовно-процессуального кодекса, где Конституция определяет при задержании подозреваемого содержание под стражей, которое может быть использовано в качестве меры процессуального принуждения на срок не более 48 часов. Кратковременное лишение свободы может применяться только в случаях установления личности при отсутствии оснований для задержания, как это предусмотрено, например, в статье 91. Уголовно-процессуального кодекса. 91 и далее.
Состав незаконного задержания, заключения или содержания под стражей
Следует отметить, что незаконное задержание и заключение под стражу — это два совершенно разных действия, которые отражают действительные меры процессуального принуждения. Незаконное задержание выражается в случаях, когда отсутствуют законные основания для заключения лица под стражу, либо при задержании нарушается установленный законом порядок применения данной меры.
‘Уголовная ответственность за незаконный арест, задержание или удержание’
Незаконное задержание — это принудительное содержание лица под стражей без законных оснований и в месте, определенном федеральным законом, на срок, превышающий установленный законом. Данный вид правонарушения, влекущий тяжкие последствия в виде покушения на самоубийство или суицида, характеризуется статьей 301. Если эти два вида преступлений связаны с совершением других преступных деяний путем возложения уголовной ответственности на невиновное лицо, то преследуется совокупность преступлений.
Максимально допустимое время содержания под стражей: