По членам статей 1 и 2. Согласно статье 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 года, статус военнослужащего — это совокупность прав, свобод, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, обещанных государством, определенных действующим федеральным законодательством, Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие несут непосредственную ответственность за вооруженную защиту Российской Федерации и подготовку к вооруженной защите, что связано с необходимостью безусловного выполнения поставленных задач при любых обстоятельствах, в том числе с риском для жизни.
В соответствии со ст. 16 Правил внутреннего распорядка Вооруженных Сил Российской Федерации военная служба обязывает военнослужащих строго соблюдать требования Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, Общевоинских уставов и беспрекословно выполнять приказы командира (начальника).
Они руководствуются общепризнанными принципами и общепринятыми нормами международного права и международными конвенциями Российской Федерации.
Таким образом, военнослужащие обязаны беспрекословно выполнять задачи (приказы), изложенные в соответствующих нормах, и считаются обязанными это делать, если их выполнение невозможно.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и офицеры, призванные на военные сборы, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с действующим федеральным законом и иными федеральными законами в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.
По нашему мнению, действия военнослужащих, отказавшихся от участия в спецоперации в Украине, вполне могут быть рассмотрены военными следственными органами на основании соответствующих частей ст. 332 УК РФ «за неповиновение приказу», а в случае самовольного оставления части или района службы — по ст. 332, ст. 337 УК РФ «самовольный уход из части или района службы».
В то же время следует отметить, что в соответствии со ст. 42 УК РФ лицо, умышленно совершившее преступление путем исполнения ранее отданного незаконного приказа или распоряжения, подлежит совокупной уголовной ответственности [1]. Неисполнение ранее отданного незаконного приказа или распоряжения освобождает лицо от уголовной ответственности.
Если приказ издан не в установленном порядке или заранее признан незаконным, неисполнение приказа влечет уголовную ответственность по статье 332 Уголовного кодекса Российской Федерации. Статья 332 Уголовного кодекса Российской Федерации исключена.
Некоторые юристы считают, что положения законодательства Российской Федерации и Украины о пересечении границы не соблюдаются, поскольку отдача приказа в рамках спецоперации касается пересечения границы между Российской Федерацией и иностранным государством, а значит, такой приказ заранее признается незаконным.
Если органы следствия или суд придут к выводу, что приказ не был исполнен военнослужащим, отдан не в установленном порядке или заранее признан незаконным, уголовное дело в отношении такого военнослужащего по указанной статье 332 Уголовного кодекса Российской Федерации окончательно не возбуждается и не прекращается не может быть начато или прекращено окончательно.
Незаконное оставление военнослужащим военной службы.
Если военнослужащий категорически отказывается от участия в специальной военной операции и не покидает район несения службы (остается в неизменном или временно развернутом районе воинской части (подразделения)), то в этом случае нет оснований для привлечения такого военнослужащего к уголовной ответственности по ст. 337 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Если срок контракта с военнослужащим, отказавшимся от участия в специальной военной операции (СВО), истекает, а новый контракт еще не подписан [1], такой военнослужащий увольняется по решению командира (верховного главнокомандующего) в соответствии с пунктом «б» части 1 аннотации 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Следует отметить, что в Аналогичный подход применяется к военнослужащим, отказавшимся от службы в ЮВО и признанным военно-врачебной комиссией негодными, а также к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинской должности, приравненной к воинскому званию сержанта или старшего сержанта, если их годность ограничена или они признаны негодными по военным показаниям (Федеральный закон «О прямой воинской обязанности и военной службе», прим. 51).
Такие военнослужащие не считаются субъектами воинских преступлений, предусмотренных статьей 1, поэтому не подлежат привлечению к ответственности и, в данном конкретном случае, не должны принимать процессуальные заключения по предыдущим случаям невыполнения соответствующих приказов. Статья 332 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение приказа».
Можно ли отказаться от участия в спецоперации в Украине читайте здесь=>>>
[1] Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 360 «О мерах по соблюдению вооруженными силами Лиги Наций общепризнанных норм международного гуманитарного права», приказы, инструкции, прокламации и другие официальные документы командующих (командиров) издаются с разрешения Федерации международного права, а боевые документы должны издаваться с одобрения Лиги.
Можно ли расторгнуть контракт о прохождении военной службы в одностороннем порядке читайте здесь=>>>
Какую ответственность несут военнослужащие за нарушение норм международного гуманитарного права (нарушение правил ведения боевых действий) читайте здесь=>>>
Какие суммы выплачиваются в случае гибели (смерти) в ходе спецоперации в Украине смотрите здесь=>>>
Какие суммы выплачиваются при получении ранения в ходе спецоперации в Украине смотрите здесь=>>>
Последствия для контрактников при прерывании контракта во время специальных операций
Каковы возможные последствия для меня, как для военнослужащего-контрактника, если мой контракт будет расторгнут во время операции?
Ответы юристов (1)
Если договор расторгается в процессе работы, то в зависимости от обстоятельств для подрядчика могут наступить различные последствия. Как правило, администратор или компетентный орган может быть привлечен к административной или дисциплинарной ответственности, в зависимости от места и цели работ. Во-вторых, от подрядчика может потребоваться возмещение причиненного ущерба или уплата штрафа в соответствии с условиями договора. В этом случае заключение расторжение контракта и его возможные последствия должны регулироваться законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами, правилами и нормами, принятыми Министерством обороны Российской Федерации и другими органами исполнительной власти.
Для ответа на этот вопрос может потребоваться соответствующая документация: копия договора между подрядчиком и организацией, подписавшей договор. Критерии и общепринятые нормы, установленные Министерством обороны Российской Федерации и другими органами исполнительной власти по вопросам расторжения контракта и возмещения убытков.
К положениям, которые могут применяться при решении данного вопроса, относятся Федеральный закон «О военной службе», примечание 31. Примечание 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, предложений для обеспечения муниципальных нужд, муниципальных потребностей». Примечание о компенсации в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Москва, Московская область, Россия.
Задайте свой вопрос прямо сейчас, и сотни экспертов по всей Российской Федерации ответят на него. Вы получите первый ответ в течение 15 минут. Юридическая помощь оказывается на бесплатной и коммерческой основе.
Услуги юристов
Воспользовавшись этим предложением, вы получите следующие преимущества.
Благодаря экспертной поддержке вы получаете право на
Услуги компетентного юриста, безусловно, помогут вам