ГУП «Московский метрополитен» (полное название — Государственное унитарное предприятие (ГУП) города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина») — это система скоростного внеуличного транспорта столицы.
Метро в годы войны и послевоенный период
Осенью 1941 года метрополитен начал работать по особому графику: днём перевозил пассажиров, а после 19.00 часов использовался как бомбоубежище.
Новые станции московского метро
Строительство метро не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны: были введены в эксплуатацию станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Автозаводская», а также участки «Площадь Свердлова» — «Автозаводская» и «Курская» — «Измайловский парк» (ныне «Партизанская»).
В марте 1954 года завершилось строительство кольцевой линии, соединившей основные железнодорожные вокзалы Москвы. Кольцевая линия, состоящая из 12 станций, была замкнута с открытием станций «Белорусская-кольцевая» и «Парк культуры-кольцевая». В этот период начали эксплуатироваться семивагонные поезда. На тот момент в метро работало 49 станций, и их названия начали объявляться с 1956 года. К 1961 году все станции были оснащены турникетами для прохода пассажиров.
В 1950-1960 годах активно развивались радиальные линии, соединяя центр города с новыми жилыми районами.
Метро в периферийных районах
В 1975 году Московский метрополитен перешёл под управление Главного управления метрополитенов Министерства путей сообщения, которое контролировало все системы метро в СССР.
В 1970-х — начале 1990-х годов линии метро были продлены в новостройки (Медведково, Орехово-Борисово, Беляево, Ясенево, Чертаново, Нагатино и Алтуфьево).
После распада СССР Главуправление метрополитенов МПС было упразднено. С 3 января 1992 года постановлением № 4 правительства РФ Московский метрополитен был передан в собственность Москвы для проведения единой политики в сфере пассажирских перевозок.
В 1995 году открыли Люблинскую линию, а в 2003 году — Бутовскую линию легкого метро.
Современное состояние московского метро
По состоянию на июль 2014 года в Московском метрополитене функционирует 194 станции и 12 линий общей протяжённостью 325,4 км. Ежедневно метро пропускает 10 тыс. поездов. Парк метро насчитывает более 5 тыс. вагонов, формирующих около пятисот составов. В состав ГУП «Московский метрополитен» также входит монорельсовая транспортная система протяжённостью 4,7 км с шестью станциями.
В 2013-2014 годах было введено 12,5 км новых линий метро, а к 2025 году общая длина сети должна достичь 650 км.
Самая длинная линия — Арбатско-Покровская (45,1 км), самая короткая — Каховская (3,3 км). Самая глубокая станция — «Парк Победы» (84 м). Самая длинная платформа на станции «Воробьевы горы» (282 м).
В московском метро установлено более 700 эскалаторов. На метрополитене трудятся порядка 43 тыс. сотрудников.
Московское метро является самым популярным видом городского транспорта. По объему пассажиропотока оно входит в пятерку крупнейших метрополитенов мира, перевозя более 9 млн пассажиров в сутки. По протяженности линий московское метро занимает пятое место после метрополитенов Шанхая (567 км), Пекина (465 км), Лондона (402 км) и Нью-Йорка (373 км).
Руководители московского метрополитена
С 7 февраля 2011 года начальником ГУП «Московский метрополитен» является Иван Беседин.
Прежние руководители московского метро:
Дмитрий Гаев (28 декабря 1995 года — 7 февраля 2011 года)
Евгений Дубченко (12 сентября 1986 года — 21 июля 1995 года)
Юрий Сенюшкин (12 декабря 1979 года — 12 сентября 1986 года)
Евгений Легостаев (16 марта 1973 года — 30 октября 1979 года)
Александр Новохацкий (16 ноября 1959 года — 16 марта 1973 года)
Александр Ежов (январь 1950 года — октябрь 1959 года)
Иван Новиков (январь 1938 года — январь 1950 года)
Владимир Днепровский (сентябрь 1937 года — январь 1938 года)
Адольф Петриковский (октябрь 1934 года — сентябрь 1937 года).
© Информационное агентство ТАСС
Свидетельство о регистрации СМИ №03247, выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати 02 апреля 1999 г.